За руль пустят с 17 лет. В ГИБДД объяснили, зачем это нужно
В Госавтоинспекции подтвердили намерение разрешить получившим права автомобилистам садиться за руль уже с 17 лет. Об этом рассказал замначальника ГИБДД Владимир Кузин, анонсируя всероссийский конкурс отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) «Безопасное колесо».
«Предложение о том, чтобы управлять автомобилем с 17 лет, выдвинуто, — сказал Кузин, отвечая на вопрос корреспондента Autonews.ru. — Когда она будут в окончательном варианте оформлена и законодательно принята — пока сложно сказать, это зависит от графика работы Госдумы. Но такая идея поддержана всеми и, думаю, она реализуется. Дети, участвующие в мероприятиях, которые мы проводим, должны об этом знать. Полученные во время обучения навыки и знания о ПДД, они смогут использовать уже как водители».
Сейчас экзамен в ГИБДД можно сдавать начиная с 17 лет, но даже успешно пройдя тестирование садиться за руль по действующим правилам разрешено только с 18 лет. До этого момента в ГИБДД водительское удостоверение просто не выдадут. И если такого водителя остановит инспектор, нарушителя накажут: согласно ст. 12.7 КоАП, управление автомобилем водителем, не имеющим прав, влечет штрафа от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб. Накажут и того, кто не уследил за своим автомобилем и допустил, что в него заберется подросток без водительского удостоверения: передавшему свое транспортное средство водителю без прав грозит штраф 30 тыс. рублей.
При этом в ГИБДД обратили внимание: прошедшие обучение молодые водители, которые вынуждены еще год ждать возможности сесть за руль, за это время теряют практические навыки управления. Чтобы устранить этот недостаток, в МВД придумали два изменения. Во-первых, там разработали проект нового административного регламента проведения экзаменов на водительское удостоверение. Согласно этому документу, сдавать экзамены можно будет еще раньше — уже с 16 лет. Для этого нужно будет получить письменное согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения.
Вторым шагом стали поправки, которые разработали в закон «О безопасности дорожного движения» — согласно предложенным изменениям, управлять автомобилем можно будет уже с 17-летнего возраста. Но в каждой поездке их должен будет сопровождать совершеннолетний наставник, с действующим водительским удостоверением категории «B» — для легковых автомобилей или подкатегории «В1» — для трициклов и квадрициклов.
«Сопровождающий несовершеннолетнего водителя нужен для оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством и контролем за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД», — говорится в документе. Сейчас законопроект ушел на рассмотрение в правительство и проходит экспертизу в Аналитическом центре при правительстве.
С аналогичным предложением ранее уже выступал депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Он обратил внимание на то, что в ряде регионов страны молодые люди и так садятся за руль раньше 18 лет и просто ездят без прав. По его словам, 16-летние люди уже могут работать и жить отдельно от родителей, соответственно они могут и самостоятельно приобрести автомобиль. При этом депутат считает, что стоимость страховки для 17-летнего водителя новичка не должна отличаться от цены страховки для такого же новичка, но на год старше.
Координатор проекта «Карта убитых дорог» и депутат Госдумы Александр Васильев («Единая Россия») поддерживает своего коллегу и уверен, что водители-новички, как правило, реже попадают в более серьезные ДТП, поскольку перестраховываются на дорогах.
«Скорее водители со стажем от 10 лет и более, могут позволить себе грубые нарушения ПДД, так как считают, что у них уже много опыта. Так и происходят смертельные ДТП, — рассуждает Васильев в беседе с Autonews.ru. — Если за руль можно будет садиться с 17 лет и подросток действительно этого хочет, он будет внимательно изучать ПДД и в школе, и в институте, это очень полезно. Потом водителю год нужно будет ездить с сопровождающими, понятно, что это в первую очередь будут его родители, которые смогут поделиться своим опытом. Если подросток будет знать, что уже с 17 лет сможет стать настоящим водителем, то он лучше будет изучать ПДД в школе и институте. Поэтому чем раньше автомобилист сможет получить права, тем лучше в плане соблюдения ПДД».
Эксперт также обратил внимание, что наличие водительских прав может стать большим плюсом для молодых людей при поступлении на службу в армию, где им могут доверить управление спецтехникой.
Эксперт по безопасности дорожного движения и юрист Катерина Соловьева также считает, что нововведение позволит легализовать устоявшуюся практику в ряде регионов, где за руль часто садятся подростки без прав. Молодежь не опасается проверок инспекторов ГИБДД, поскольку на дорогах их осталось очень мало.
«Эта тенденция указывает в том числе, и на спрос на получение водительских прав в более раннем возрасте. Поэтому технически идея абсолютно верная. Но не совсем понятно, как инспекторы ГИБДД будут это контролировать с учетом сокращения их штата», — рассуждает Соловьева.
Также Соловьева обратила внимание, что вместе с поправками, новый вид ответственности нужно будет внести и в КоАП. Это должны быть статьи в отношении молодых водителей за управление автомобилем без наставников, а также за передачу управления начинающему водителю со стороны владельца транспортного средства.
На вопрос о том будет ли для 17-летнего водителя с наставником тариф ОСАГО ниже, чем для 18-летнего, но без наставника, в Российском союзе автостраховщиков (РСА) затруднились. Там объяснили, что базовый тариф определяет страховщик в рамках коридора. «Мы можем предполагать, что страховщики будут оценивать таких водителей-новичков как высокорисковый сегмент, однако конкретные базовые ставки все равно будет устанавливать страховщик, причем у разных страховщиков это могут быть разные цифры», — сказали в РСА.
Там уточнили, что по статистике, чем моложе автовладелец, тем более высока для него попасть ДТП. Однако готовых расчетов, на основании которых можно было бы говорить о конкретных повышающих коэффициентах для 17-ти летних автолюбителей, пока нет.
«Статистику о том, поможет ли наличие наставника снизить аварийность, еще предстоит собрать. Можно предполагать, что это позитивным, но не станет решающим фактором с точки зрения предотвращения аварий, — считают в РСА. — Возможно, для таких водителей имело бы смысл ввести обязательную телематику, что позволило бы страховщикам дополнительно контролировать стиль вождения и рассуждать о возможных скидках».
Подробная статистика по выдаче удостоверений новичкам в категории «B» у ГИБДД есть только за 2019 год — тогда таким автомобилистам выдали 1,07 млн документов. При этом общее количество экзаменов по всем категориям превысило 8 млн — далеко не все сдавали с первого раза. Что касается ДТП, то, если сравнить показатели 2019 и 2020 гг. можно отметить, что резких скачков в ту или иную сторону не происходит.