10 необычных моделей Lada, которые не пошли в серию
Недавно в сети рассекретили внешность обновленной Lada Niva. Шпионские изображения прототипа нового внедорожника, который стал очень похож на Toyota RAV4, появились в социальных сетях. Сам АвтоВАЗ отказался как-либо комментировать утекшие в фотографии, однако источник Autonews.ru, знакомый с ходом работы над проектом, подтвердил подлинность запечатленной машины. При это он отметил, что это пока еще не окончательно утвержденный вариант внешности, который получит автомобиль. И пока в сети не утихают споры о дизайне новой «Нивы», мы решили вспомнить самые знаковые концепты и прототипы АвтоВАЗа, которые, увы, так и не стали серийными.
Экспериментальные модели ВАЗа всегда отличались невероятными техническими решениями. Чего только стоила роторная «копейка» или полностью электрическая версия универсала 2102. Однако с точки зрения дизайна автомобили отечественного автогиганат мало чем удивляли. Так было до тех пор, пока в середине 1980-х не был создан концепт, загадочно названный буквой «Х».
Малоизвестный проект представлял собой размышления на тему автомобиля 2000 года. В качестве такого вазовцы видели семейный семиместный однообъемник сравнительно компактного размера с аэродинамичным кузовом и оригинальным ветровым стеклом. Причем помимо пятидверного автомобиля к выпуску планировался и укороченный трехдверный вариант. А строить эти машины планировали на базе серийного ВАЗ-2108 с его агрегатами. Был создан лишь один макет в натуральную величину и две модели в масштабе 1:5. Проект был отложен, а к началу 1990-х заводу уже было не до экспериментов.
К концу 1990-х годов, когда положение завода все еще было сложным, но уже не столь катастрофичным, на АвтоВАЗе вновь вернулись к постройке экспериментальных машин и прототипов. В тот период мода на биодизайн с его округлыми формами уже начала сходить на нет, но вазовский концепт «Рапан» все равно произвел фурор на Парижском автосалоне 1998 года.
Сложносочиненные линии кузова, большая площадь остекления и сдвижные двери по-настоящему удивляли. Внутри у автомобиля был совершенно ровный пол, а кресла поворачивались вокруг оси. Удивлял и руль с фиксированной центральной частью и встроенными приборами. Но главное, что «Рапан» был электрокаром! Агрегаты и батарея были заимствованы у экспериментальной электрической модификации «Оки». Но заводчанам такая проработка не помогла. На тот момент предприятие так и не нашло инвесторов на осуществление смелого проекта. А прототип, созданный в единственном экземпляре, так и остался в музее завода.
В период, когда на ВАЗе создавался этот стильный концепт, свет увидели Audi TT первого поколения, Porsche Boxter и еще несколько знаковых спортивных моделей эпохи миллениума. Поэтому неудивительно, что тольяттинский дизайнер Николай Нужный, стажировавшийся в итальянском ателье Sbarro, для нового прототипа Lada выбрал именно кузов родстер. Машина удивляла и тем, что была сделана в эпоху серьезных финансовых проблем автогиганта и будто создавалась наперекор всем невзгодам.
В основу автомобиля легло укороченное шасси «Калины», а двигатель под капотом стоял с увеличенным рабочим объемом — двухлитровый. По словам разработчиков, максимальная скорость достигала 200 км/ч, а первую «сотню» спортивная Lada разменивала за 9 секунд. Родстера был оснащен складной крышей, которая управлялась электроприводом и в сложенном виде не отнимала полезный объем багажника. Несмотря на детальную проработку кузова и салона, машина так и осталась в единственном экземпляре.
ВАЗовская классика стала одним из рекордсменов по длительности конвейерной жизни не только в нашей стране, но и в мире. Однако этот срок мог оказаться не предельным. На АвтоВАЗе вынашивали план продления конвейерной жизнь классического семейства. Именно с этой целью был создан проект ВАЗ-2151, также известный под именем Lada Classic. Машина представлял собой концептуальный универсал на шасси ВАЗ-2105 с более современным и трансформируемым салоном. У автомобиля был громадный 500-литровый багажник и складные задние сиденья, а классическое шасси модернизировали с использованием реечного рулевого механизма, передней подвески МакФерсон и мотора объемом 1,7 л от «Нивы». Позже появилась еще одна вариация на ту же тему — проект седана ВАЗ-2107М с именем Classic-2. Но в обоих случаях дело ограничилось лишь выставочными экземплярами, классическая платформа была признана неперспективной для дальнейшего развития.
Микролитражка «Ока», появившаяся еще в далеком 1987 году, к началу нулевых считалась безнадежной устаревшей и непригодной для дальнейшей модернизации. Поэтому на АвтоВАЗе всерьез работали над созданием второго поколения автомобиля. Первый прототип новой «Оки» вазовцы представляли еще в конце 1990-х, но тогда дальше сомнительного дизайнерского макета дело не пошло. Вариант 2003 года имел более товарный вид и обладал куда большими шансами попасть на конвейер. Новый хэтчбек с заводским индексом ВАЗ-1121 получился больше оригинальной «Оки» и строился уже на агрегатах «восьмерки» с четырехцилиндровыми моторами и неплохим набором оборудования. Прототипы были очень близки к серийным машинам, но в 2004 г. году после смерти главного идеолога проекта гендиректора ВАЗа Виктора Полякова от производства отказались в пользу семейства «Калина».
Проект C был самой важной и долгоиграющей разработкой АвтоВАЗа в начале двухтысячных. В 2005 году после прихода на завод менеджеров из «Ростехнологий» в Тольятти решили создать абсолютно новую платформу для целого семейства автомобилей, включая седан, хэтчбек, универсал, кроссовер и даже спорткар. Однако первым показали седан «Силуэт» (ВАЗ-2116), который не только шагнул в D-класс, где продукция АвтоВАЗа никогда не выступала ранее, но и продемонстрировал новый дизайнерский стиль марки, саму платформу с иным шасси и двигателями объемом 1,8 л (116 и 122 л.с.), а также новую коробку передач. Впрочем, войти в новый класс с собственной разработкой АвтоВАЗу так и не было суждено. Через несколько лет проект перспективной платформы был окончательно свернут из-за разразившегося экономического кризиса и нового формата партнерства с альянсом Renault-Nissan.
Эти два прототипа, по сути, были продолжением проекта С, который так и не стал серийным. И, пожалуй, C-concept был одним из самых ярких концепт-каров, созданных на АвтоВАЗе до прихода Стива Маттина. Спортивная трехдверка, увидевшая свет в 2007 году, по дизайну превзошла даже самых передовых европейский машин этого класса. И это не голословное утверждение, а реакция публики на Женевском автосалоне, где был представлен автомобиль. Машина была построена на новой платформе, созданной в рамках проекта С и получила перспективный 2,0-литровый мотор, сочетающийся с механикой. По расчетам разработчиков разгон до «сотни» должен был укладываться в 8 с, а «максималка» переваливала за 210 км/ч.
Год спустя после дебюта C-concept в Москве представили прототип городского кроссовера Lada C-Cross с индексом ВАЗ-2119, который также базировался на новом шасси и демонстрировал яркий спортивный стиль. Но ни одна из машин в рамках проекта С так и не стала серийной, поскольку работа над платформой была свернута. Впрочем, некоторые наработки проекта С впоследствии были использованы в работе над семейством Lada Vesta.