4 ловушки на дороге, в которые может попасть каждый водитель
Копилка дорожных ловушек, которые подстерегают водителей в самых неожиданных местах, постоянно пополняется. Мы собрали самые громкие истории и изменения последних месяцев, которые должен знать каждый автомобилист. Разбираемся, какие ловушки сегодня подстерегают водителей и как себя вести, чтобы не попасться на уловки мошенников и не получить странный штраф с дорожной камеры.
В редакцию Autonews.ru уже неоднократно обращались автомобилисты, которых обвиняли в оставлении места ДТП и даже лишали прав, хотя ни в каких авариях их машины не участвовали. Такая ловушка, а возможно даже мошенническая схема, давно существует в крупных городах. И самое неприятное в этой ситуации — водителям приходится доказывать собственную невиновность. Тогда как второй стороне достаточно просто вызвать ГИБДД и продиктовать данные машины, которая якобы притерла и уехала.
Такая история произошла, например, с москвичкой Олесей Репиной, которую обвинили в ДТП во дворе собственного дома. Обнаружился автомобиль с повреждениями, собственник которого вызвал ГИБДД. Камера на выезде из двора показала, что в то утро, когда обнаружились повреждения, из двора выезжал только желтый Porsche Репиной. Женщину вызвали на разбор и обвинили в оставлении места ДТП. Осмотр и экспертиза машины Репиной показали, что она не участвовала в авариях и не была в ремонте. Но суд этого учитывать не стал, как и доводы защиты о том, что машина потерпевшего могла заехать во двор уже битой. Репину лишила прав на год.
Похожий случай произошел и с Иваном Федотовым из Подмосковья. Его также обвинили в оставлении места ДТП, хотя в момент аварии он и его машина вообще находились в другом месте. Благодаря юристам Федотов смог защититься в суде и отстоять свою невиновность. Его адвокат рассказал корреспонденту Autonews.ru, что Федотов, скорее всего, стал жертвой мошенников, и за его счет преступники хотели отремонтировать свою машину, поврежденную совсем в другом месте. В таких историях юристы советуют не пускать все на самотек, а искать и доказывать свою невиновность с помощью камер, показания соседей и друзей, отмеченных пропусков на работу или в фитнес-клуб.
Дорожная ловушка может дать о себе знать и уже после самого события — когда автомобилист получит «письмо счастья» с дорожной камеры фотовидеофиксации. Например, водитель подчиняется требованиям инспектора на дороге и останавливается по требованию последнего под запрещающим знаком либо на обочине. Камера это видит и моментально выписывает штраф. Как минимум два таких случая были описаны в материалах Autonews.ru, иногда на снимках камер удается даже разглядеть инспектора, который приближается к автомобилю.
Такой штраф можно попытаться оспорить, если водитель запомнил, записал или сфотографировал данные инспектора либо ситуацию зафиксировал видеорегистратор. Водители, как правило, неукоснительно нарушают под камеру, потому что за неподчинение требованиям сотрудника ГИБДД можно лишиться прав. Однако и полицейские могут не знать о наличии камер в месте временного поста.
Похожая ситуация может произойти и в момент объезда препятствия и пересечения из-за этого сплошной линии разметки. Если инспектор в такой ситуации возьмет во внимание дорожную обстановку, то камера автоматом зафиксирует нарушение и пришлет штраф. При оспаривании таких нарушений водителям обязательно стоит указать обстоятельства произошедшего, а лучше приложить данные видеорегистратора.
Еще один штраф с дорожных камер, на который в последнее время часто стали жаловаться москвичи — парковка на асфальтированном участке дороги, усыпанном сухими листьями. Мобильные парконы, несмотря на четкий список границ зеленых насаждений, рассматривают такую парковку как нарушение и выписывают штраф в 5000 рублей. Зачастую такие штрафы удается без труда обжаловать и отменить.
Совсем недавно московские камеры научились штрафовать за новые нарушения, но водители еще не успели привыкнуть к этому и удивляются внезапным штрафам после проезда по давно изученным местам. Например, за пересечение парковочной разметки теперь приходит штраф 500 рублей. Оказывается, разметка границ парковочного места ничем не отличается от любой другой разметки и за ее пересечение камера вполне законно выписывает наказание.
Кроме того, остановка на островках безопасности теперь также наказывается рублем. Проверка маршрута в навигаторе, ожидание ГИБДД или эвакуатора в таком месте теперь грозит штрафом. По закону разметку направляющих островков в местах разделения или слияния транспортных потоков всегда было запрещено пересекать. Но камеры научились штрафовать за это на 500 рублей совсем недавно.
Еще одно нововведение в столице — штрафы с камер за разговоры по телефону и непристегнутый ремень. Нейросеть дорожных камер научилась выслеживать нарушителей и присылать штрафы на 1500 и 1000 рублей соответственно. Штрафы за эти нарушения давно есть в КоАП, но до октября 2020 года выписывать их могли только сотрудники ГИБДД. Теперь это умеют и 8 столичных камер, адреса которых пока не раскрывают. И количество таких камер с каждым месяцем будет только расти.
Езда по выделенным полосам в выходные дни теперь тоже запрещена. Если раньше водителям разрешалось двигаться по полосе для общественного транспорта в выходные, то теперь это считается нарушением и карается штрафом в 3000 рублей. Впервые московские власти объявили об этом в августе, но до сих пор не все водители в курсе нововведения.
Авариями с водителями без ОСАГО уже не удивить. В этом случае финансовая ответственность ложится на водителя без полиса, взыскать которую по суду — целая проблема. Но нередки случаи, когда в ДТП попадают автомобили с поддельными полисами автогражданки. В таких ситуациях нарушители часто настаивают на урегулировании конфликта на месте или на использовании Европротокола, без вызова ГИБДД. Но даже вызов инспекторов на место аварии не гарантирует прозрачность — так случилось, например, с москвичкой Евгенией Смирновой.
Автомобилистка попала в мелкое ДТП и отказалась «урегулировать проблему на месте». Решив оформить все по закону, Смирнова вызвала ГИБДД, но прибывший на место аварии патруль не стал пробивать документы участников, порекомендовав оформить Европротокол. Женщина так и поступила, правда потом оказалось, что полис ОСАГО второго участника оформлен совсем не на его машину, а сам он гражданин другой страны. Теперь Смирнова пытается привлечь коммерческую компанию, на которую выписан полис, а виновник аварии не выходит на связь.
Юристы, к которым обратился корреспондент Autonews.ru за разъяснениями, рассказали, что женщине стоило самостоятельно проверить номер полиса на сайте РСА, а результаты обязательно сфотографировать и сохранить. В таких ситуациях всегда следует сравнивать полис, VIN-номер автомобиля с базой страховщиков. Если данные не совпадают, либо полис вообще не значится как действительный, выход только один — опять вызывать полицию.