«У рекордсмена долг на 450 тысяч». Водители пожаловались Путину на штрафы
До администрации президента Владимира Путина дошел скандал вокруг многотысячных штрафов за неоплаченную платную парковку, пришедших жителям Санкт-Петербурга сразу после пандемии. В своих письмах автомобилисты пожаловались, что штрафовать их начали неожиданно. Обязанность оплачивать стоянку в центре города появилась уже несколько лет, но возможность штрафовать нарушителей у властей города появилась только с 12 марта 2020 года, почти одновременно с началом периода пандемии. Во время действия режима самоизоляции не все водители отследили эти изменения и по привычке, как и все последние годы, стоянку не оплачивали. Тогда многие водители поставили машину на прикол и работали из дома, а некоторые вовсе лишились заработка.
Пачки штрафов нарушителям пришли спустя несколько месяцев. Учитывая, что каждый день автомобилистам стоил 3000 рублей, суммы для многих оказались неподъемными — многие собрали штрафы на 50 тыс.-100 тыс. рублей, а есть и те, у кого долги превысили 200 тыс. рублей. В августе в своем коллективном обращении президенту водители попросили объявить «амнистию» и отменить все выписанные им постановления.
Ответ из Управления президента по работе с обращениями граждан и организаций пришел 15 октября (имеется в распоряжении Autonews.ru). Всю ответственность за оформление штрафов за неоплаченную парковку и их возможную отмену в дельнейшем в администрации президента возложили исключительно на комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ). Там указали, что начатое производство можно прекратить на основании акта амнистии, но в комитете транспорта такого документа не издавали.
«Принятие решений о создании и использовании на платной основе парковок, в том числе на платной основе, введение условий оплаты пользования на дорогах общего пользования регионального значения, отнесены к полномочиям органов власти субъекта», — говорится в ответе, из которого следует, что разбираться водителей отправили обратно к местным чиновникам, которые эти штрафы аннулировать отказались.
Ничего противозаконного в организации работы платной парковки в Санкт-Петербурге в администрации президента не обнаружили. Там объяснили, что платные парковки были обозначены дорожными знаками 6.4 «Парковка» с табличкой 8.8 «Платные услуги», а также соответствующей дорожной разметкой.
Кроме того, на подъездах к зоне платной парковки были установлены информационные щиты «Вы въезжаете в зону платной парковки» и «Вы покидаете зону платной парковки». Непосредственно на территории зоны платной парковки городские службы установили информационные щиты «Вы находитесь в зоне платной парковки».
В управделами президента также сочли достаточным и работу с информированием населения.
Автор нескольких обращений, автомобилист Юрий Лазарев рассказал, что оштрафованные граждане пытаются обжаловать постановления в районных судах. По его словам, суды идут навстречу и штрафы отменяют.
«В числе причин — доказанные нарушения со стороны КРТИ, ведь те, у кого уже были оформлены резидентные разрешения, не могли их продлить, поскольку были закрыты на карантин все МФЦ в городе. Это был настоящий форс-мажор, — рассказал Лазарев. — Суды завалены исками и работают до позднего вечера, каждый день слушается несколько десятков таких дел. Ведь каждый иск рассматривается отдельно, а у одного из водителей штрафов под 450 тыс. рублей, сразу на несколько машин. Представьте, сколько на это уходит времени».
В свою очередь получившая 22 постановления на 66 тыс. руб. работница сферы косметологии Елена Янсон поделилась, что как раз попала в ловушку с неработающими МФЦ. Пока она смогла обжаловать три постановления в районных судах.
«Моя машина почти весь карантин простояла у дома, вот и насобирала. Но иногда выезжала на выходные, «заработала» чуть меньше остальных. Районные суды штрафы отменяют, но происходит все долго. Можно по часу ждать, пока начнется процесс, если рассматривается несколько исков подряд, можно просидеть там часа два, и так каждый день. А КРТИ отправляет апелляцию на каждое решение», — пожаловалась Янсон, которой предстоят разбирательства еще в городских судах.
Создавший объединение оштрафованных автомобилистов Илья Малый рассказал, что пока не получил бумажных постановлений, которые позволили бы ему обратиться в районный суд для их обжалования. Автовладелец накопил 36 постановлений на 108 тыс. рублей, но оплачивать их не собирается. При этом он обратил внимание на то, что пока в отношении неплательщиков не последовало никаких санкций и попыток списания долгов со стороны приставов. На этом основании он делает вывод, что у должников все-таки есть время на попытки отстоять свою позицию в судах.
Юрист Михаил Никитин по просьбе Autonews.ru изучил мотивировочные части постановлений районных судов, отменяющие штрафы за неоплаченную платную парковку. Он отметил, что многие решения строятся на основе процессуальных ошибок при составлении постановлений и некорректной фото-видеофиксации размещения автомобилей на стоянках. Однако этих оснований, по его мнению, должно быть достаточно и для городских судов, чтобы штрафы водителям отменить.
«Штрафную систему в Петербурге только запустили и очевидно, что многие постановления пока оформляются с ошибками, ведь такой практики у города пока нет, — объяснил Никитин. — В постановлениях часто нет точного указания места парковки автомобилей, нет точного указания адреса, фото-фиксация не позволяет точно идентифицировать госномер автомобиля, то есть постановление неинформативно. В итоге районные суды составляют очень крепкие формулировки, их выводы юридически сильные. И городские суды должны счесть эти основания достаточными».
При этом эксперт уверен, что городским властям Петербурга стоило пойти навстречу автомобилистам и объявить штрафную амнистию, в противном случае платные парковки будут ассоциироваться для водителей исключительно с негативным опытом.
«Например, в Москве объявили нечто напоминающее такую амнистию при оформлении штрафов за нарушение режима самоизоляции для водителей. Они отменили все постановления, выписанные водителям, заполнившими с ошибками данные своих автомобилей для пропусков, — напомнил Никитин. — В условиях, когда из-за пандемии многие оштрафованные вовсе остались без работы, чиновникам стоило бы быть лояльнее по отношению к автовладельцам.
Также юрист обратил внимание на позицию аппарата уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге: там сообщили, что в Заксобрание Петербурга внесен законопроект, изменяющий нормы местного законодательства в части статьи об административных штрафах для автомобилистов. Он предполагает возможность отмены штрафов, выписанных в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Ранее в КРТИ сообщали, что по состоянию на 27 августа, за нарушение правил пользования зоной платной парковки выставлено 64 912 штрафов на общую сумму 194,7 млн руб. Зона платной парковки действует ежедневно с 08:00 до 20:00 на 27 улицах Центрального района Санкт-Петербурга, ограниченных Невским, Лиговским проспектами, Кирочной улицей и набережной реки Фонтанки.
До конца сентября власти обещают разметить все платные места синим цветом. Оплату можно внести в течение 15 минут после парковки, после которых прилетит штраф. Также водителя накажут, если после срока окончания оплаты он простоит на месте больше 10 минут. Парковка для легковых автомобилей стоит 60 рублей в час. Жители зоны платной парковки могут оформить парковочное разрешение стоимостью 1 800 рублей в год. Действуют и льготы, в том числе для инвалидов и многодетных семей. Для оплаты работает мобильное приложение «Парковки Санкт-Петербурга».