Цену поездки на каршеринге поставят в зависимость от рейтинга водителя
Сервис каршеринга «Делимобиль» запускает рейтинг пользователей. Новая функция, как стало известно Autonews.ru, начнет работать с 19 октября. Рейтинг будет отображаться в приложении: это будет балльная система от 1 до 5, где 5 — наивысшая оценка. Чем выше балл, тем больше привилегий будет у пользователя. Например, он получит доступ к автомобилям бизнес-класса или опции расширенного страхования поездок. Средняя цена за минуту у него также будет ниже.
«Это шаг на пути к построению ответственного шеринг-коммьюнити, в котором каждый вносит свой вклад в то, каким будет его следующая поездка. Ведь закон шеринг-экономики очень прост: если ты оставляешь машину в плохом состоянии — задумайся, не получится ли так, что она снова попадет к тебе и твой опыт будет сильно испорчен», — рассказал бренд-директор «Делимобиля» София Полякова.
Процесс формирования среднего балла, как обещают в компании, будет прозрачным: пользователь сможет прямо в приложении проанализировать, каким образом сложился его рейтинг. Там же он увидит рекомендации «Делимобиля», которые помогут ему поднять рейтинг.
Итоговый балл пользователя будет складываться из четырех основных показателей:
1. Манера вождения. Если пользователь ведет машину плавно и не нарушает правила, у него будет более высокий рейтинг, чем у того, кто резко ускоряется и тормозит, превышает скорость, попадает в аварии и так далее. «Делимобиль» может даже заблокировать человека, который опасно ведет себя на дорогах — на время или навсегда, если ситуация повторится.
2. Частота поездок. Сервис будет учитывать количество минут, которое пользователь провел в режиме езды более 20 км/ч за последний месяц. Чем чаще он будет ездить, тем выше рейтинг.
3. Штрафы. Чем их больше, тем меньше баллов получит человек. Кроме того, баллы могут снять и за то, что клиент оставил после себя грязный салон.
4. Своевременность оплаты поездок. Если пользователь быстро оплачивает поездки, то в дальнейшем они будут дешевле.
Рейтинг будет обновляться регулярно. Как говорят в «Делимобиле», он станет главным пунктом долгосрочной стратегии по безопасности на дорогах и по росту ответственности водителей за рулем.
«Рейтинг создан для того, чтобы каждый водитель понимал, почему у него установлен такой тариф, какие опции ему доступны и, главное, как улучшить эти показатели, — объяснила генеральный директор компании Елена Бехтина. — Таким образом мы решаем две задачи: прозрачность системы ценообразования, доступов к авто, специальным тарифам, и возможность для клиента управлять своей историей в сервисе, получая более выгодные условия в зависимости от манеры и стиля вождения».
На такие изменения в компании пошли практически сразу после того, как в тестовом режиме отменили ограничение по возрасту и стажу в ряде регионов России. В Москве продолжают действовать ограничения на аренду автомобиля: возраст водителя от 19 лет и не менее 1 года стажа.
Водители без стажа могут зарегистрироваться во всех городах присутствия «Делимобиля» и арендовать автомобиль в Санкт-Петербурге, Туле, Нижнем Новгороде, Боре, Дзержинске, Новосибирске, Бердске, Екатеринбурге, Самаре, Тольятти, Краснодаре, Геленджике.
Согласно исследованию интернет-ресурса «Трушеринг», наличие ценза по возрасту и стажу в каршеринге объясняется рядом причин.
«Это и безопасность участников дорожного движения, и минимизация финансовых рисков для компании, и условия страховых компаний. Но безопасность все же стоит на первом месте. При этом спрос на каршеринг среди новичков определенно есть», — говорится в исследовании.
В конце сентября «Делимобиль» объявил о разработке специального программного обеспечения, которое может стать аналогом алкозамков. Перед бронированием автомобиля клиентам нужно было выполнить несколько заданий на внимание и реакцию, например, подобрать определенную последовательность цифр или фигур на скорость.
Если клиент не справляется с тестами, его перенаправляют в группу авторизации доступа, где человеку нужно было подтвердить свою личность с помощью селфи с разных ракурсов. Загрузить старые фотографии при этом невозможно.
В зону этого теста попали все города, в которых есть сервис, кроме Москвы. Водителям необходимо проходить задания только в период бронирования автомобилей с 11 вечера до 5 утра, то есть в то время, когда есть наибольшие шансы, что человек сядет за руль пьяным или уставшим.
Сервис краткосрочной аренды автомобилей — одна из самых пострадавших отраслей в период весенних ограничений из-за пандемии коронавируса. Запрет на пользование автомобилями каршеринга в Москве и Санкт-Петербурге ввели 13 апреля, а ослаблять ограничения начали только 25 мая. В этот период операторы каршеринга работали только за счет ретейлеров и служб доставки — аренда автомобилей физическими лицами резко сократилась.
В первый день после снятия ограничений, 9 июня, операторы каршеринга сообщили о том, что спрос практически вернулся на прежний уровень. При этом аналитики платежного сервиса CloudPayments отчитались о возросшем среднем чеке за поездку. Так, в июне 2019 года он составил 192 руб., а в 2020-м увеличился до 313 руб.
Сервисы пытаются сделать поездку более безопасной, например, блокируют водителей за опасное вождение. При этом автомобили шеринговых сервисов часто попадают в ДТП. Несмотря на пандемию коронавируса и введенные ограничения нахождения на улице, за первую половину 2020 года количество аварий с участием автомобилей каршеринга только увеличилось.
Власти говорят о необходимости закрепления на федеральном уровне базовых стандартов безопасной работы каршеринга. Именно шеринговые автомобили попадают в серьезные, странные и курьезные аварии: например, падают в водоемы, таранят рекламные щиты или даже полицейские патрули.
С автомобилей каршеринга злоумышленники нередко крадут важные детали. В сентябре московская полиция задержала двоих мужчин, которых подозревают в кражах автокомпонентов на общую сумму более 8 млн руб. Злоумышленники крали каталитические нейтрализаторы выхлопных газов — это дорогостоящие детали, содержащие драгоценные металлы. По предварительным данным, сообщники за три месяца похитили более 40 таких катализаторов.
Такие случаи случаются регулярно: преступники снимают с машин фары, воруют колеса и диски. В этом году у 30 машин каршеринга в Подмосковье прокололи колеса. В феврале 2018 года в интернете появились фотографии брошенного неподалеку от подмосковного Лыткарино Hyundai Solaris компании Car5. Преступники сняли с седана передние двери, крышку багажного отделения и элементы оптики, после чего оставили машину возле лесополосы.
В итоге с пользователя все-таки не стали требовать возмещения ущерба, однако в сети много рассказов пользователей каршеринговых сервисов, которым пришли штрафы за кого-то другого. Например, из-за утечки данных автомобилистов обвиняли в чужих ДТП.
Директор по продукту «Делимобиля» Дмитрий Рязанов в разговоре с Autonews.ru выразил надежду на то, что введение рейтинга пользователей сможет положительно повлиять хотя бы на один из приведенных выше факторов и поможет уменьшить количество аварий.
«Составление рейтинга пользователей призвано добавить прозрачности в работу алгоритмов ценообразования и управления доступными опциями внутри сервиса. Наша задача — снизить аварийность на дорогах с помощью прозрачной системы поощрений за аккуратное вождение автомобиля и соблюдение правил ПДД для хороших водителей и системы «санкций» — для рисковых водителей. При этом мы предлагаем рекомендации по улучшению манеры вождения, выполняя которые пользователи смогут получать дополнительные преференции и наилучшие цены внутри сервиса», — сказал он.