Водителей ждут штрафы с островков безопасности. В ГИБДД все объяснили
Запрет остановки и стоянки на островках безопасности скоро появится в ПДД. Это нововведение — часть масштабного проекта поправок к правилам дорожного движения, которые разработал Минтранс. Он входит в тот же пакет изменений, который касается правил тонировки и соблюдения скоростного режима. Сейчас документ проходит стадию правовой и антикоррупционной экспертизы. Разбираемся вместе с ГИБДД и юристами, зачем нужны уточнения и что грозит водителям, которые используют такие островки для отдыха в пути.
Согласно поправкам, предлагается дополнить пункт 12.4 ПДД «Остановка запрещается», в котором, в частности, есть запрет на остановку на трамвайных путях, на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними и на полосе для велосипедистов новым абзацем: «на островках, обозначенных разметкой 1.16.1–1.16.3.»
Как уточнили в Минтрансе в беседе с Autonews.ru, изменения направлены на обеспечение необходимой безопасности дорожного движения на пересечениях и пешеходных переходах, а также видимости транспортных средств путем исключения движения, остановки и стоянки на направляющих островках и островках безопасности.
В свою очередь в Госавтоинспекции в ответ на запрос Autonews.ru объяснили, что в соответствии с приложением 2 к ПДД разметка 1.1 разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств, а 1.16.1-1.16.3 — обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков. Также данное приложение содержит запрет на пересечение разметки 1.1. Ответственность за несоблюдение требований этой разметки установлена в ч. 1 ст. 12.16 КоАП — это предупреждение или штраф 500 рублей.
Как оказалось, ситуации с проездом по «островкам» могут подпадать под разные статьи КоАП. Кроме того, оказалось, что многие автомобилисты до сих пор уверены, что на таких островках можно безнаказанно останавливаться, когда, например, заблудился в дороге.
Эксперт по безопасности дорожного движения юрист Катерина Соловьева некоторое время назад как раз принимала участие в работе по привлечению к административной ответственности инспекторов ГИБДД, которые имели привычку дежурить на таких «островках безопасности».
По ее словам, уточнения от Минтранса носит исключительно технический характер: они позволят более точнее квалифицировать такие административные проступки, как нарушение правил стоянки и остановки, расположение транспортных средств на проезжей части и пересечение запрещающей разметки. За все эти нарушения предусмотрен штраф 500 рублей, однако регламентирующие их статьи в КоАП — разные.
«Если автомобиль стоит на островке безопасности, то это — нарушение правил остановки-стоянки транспортных средств, — объяснила Соловьева в беседе с Autonews.ru. — А вот если автомобиль проехал по такой разметке, возникают вопросы. Так, это может быть нарушение правил расположения на проезжей части, поскольку островки нужно объезжать справа, либо это нарушение правил разметки, потому что на нее также нельзя заезжать. И у некоторых судей и должностных лиц возникали вопросы. Теперь администрировать нарушение, в том числе с помощью средств автофиксации, станет проще».
Эксперт объяснила, что заезжать и останавливаться на таких «островках» допустимо только в случае вынужденной остановки или крайней необходимости: если остановка в другом месте создаст большую угрозу. Если же автомобилист просто заблудился и решил проверить дорогу стоя на такой разметке, это будет считаться нарушением.
«Островки безопасности, направляющие островки — все они не предназначены для остановок, — уточнила юрист. — Только если остановка вынужденная, автомобилиста нельзя считать нарушителем. Если же произошло ДТП, в котором никто не пострадал, стоять на этих «островках» тоже нельзя — нужно либо уезжать своим ходом, либо вызвать эвакуатор и как можно скорее убрать машину, чтобы она не создавала аварийных ситуаций».
Соловьева не считает подобное нарушение острой проблемой и не видит необходимости специально настраивать на него камеры. Тем не менее, с развитием системы фото- и видеофиксации водители стали чаще жаловаться именно на такие штрафы, потому что ремонтировали свои машины или ждали помощи на островках. О своем опыте обжалования таких постановлений Autonews.ru рассказал юрист Михаил Никитин.
«У одного из моих клиентов во время пути на панели приборов загорелось предупреждение о потенциальной опасности, — поделился примером юрист. — Автомобилист сразу решил остановиться и проверить, что случилось. Решил сделать это на островке. Убедившись, что сможет доехать до сервиса, он продолжил движение. А вскоре получил штраф. Мы решили его обжаловать — просто указали все аргументы в письменном виде. Объяснили, что остановка была вынужденная, что это была крайняя необходимость и автомобилисту нужно было проверить, что его жизнь вне опасности. В ГИБДД пошли нам навстречу».
Юрист также согласен, что буквальная трактовка законодательства в принципе исключает возможность остановки и стоянки на островках, а также проезда по линии разметки. Он напомнил, что долгое время водители в Москве использовали островки больших площадей как парковки, что безусловно считается нарушением ПДД и только штрафы с дорожных камер и «парконов» исправили ситуацию.
При этом Никитин обратил внимание, на ситуации, когда водители вынуждены объезжать ДТП по таким островкам — например, когда из-за аварии заблокированы все другие возможности попасть на нужный съезд. В таком случае, по его словам, ответственные лица довольно редко оценивают все обстоятельства и присылают «письма счастья». Их, уверен эксперт, вполне возможно оспорить.