Статьи, 01 окт 2020, 10:32

Ограничения для водителей из-за COVID: как это было и к чему готовиться

В Москве усилили меры борьбы с коронавирусом: 30% предприятий перешло на удаленку, пенсионерам рекомендовали оставаться дома, а школьникам устроили каникулы. Разбираемся, стоит ли к ограничениям готовиться и водителям
Читать в полной версии
Фото: Юлия Иванко / Mos.ru

Новые меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции начали постепенно вводить в Москве городские власти. Мэр Сергей Собянин распорядился увеличить продолжительность осенних каникул до двух недель и провести их одномоментно во всех школах — с 5 по 18 октября.

«Очень прошу родителей разъяснить детям, что каникулярное время лучше всего провести дома или на даче. А если выходить гулять — то во двор или ближайший парк. Не следует ради развлечения посещать торговые центры и кататься на общественном транспорте», — написал Собянин в своем личном блоге.

Несколькими днями ранее все крупные предприятия получили письма из мэрии с просьбой перевести максимальное количество сотрудников на удаленный режим работы. Такие рекомендации, призывающие максимально ограничить людей от контактов с окружающими, поступили примерно в 5 тыс. предприятий. Как рассказал Собянин, весной этого года переход на удаленку помог «значительно снизить число пассажиров в общественном транспорте».

«Мы замедлили распространение коронавируса и спасли тысячи жизней. Точно так же следует поступить и сегодня, — написал Собянин в своем блоге. — Поэтому я обратился к руководителям предприятий и организаций с просьбой перевести в удаленный режим как можно больше сотрудников, но без ущерба для основных рабочих процессов и интересов потребителей. В мэрии Москвы с понедельника на удаленку перейдет 30% персонала».

Кроме того, с понедельника, 28 сентября, власти рекомендовали людям старше 65 лет и лицам с хроническими заболеваниями оставаться дома из-за угрозы коронавирусной инфекции. При этом блокировать социальные карты не планируются — тем не менее, власти надеются, что пенсионеры сократят количество своих поездок на общественном транспорте. «Если же поездка крайне необходима, то обязательно нужно использовать маски и перчатки», — указал Собянин.

Фото: Максим Денисов / Mos.ru

Прогулки и занятия физкультурой на свежем воздухе не ограничиваются. А значит — выход из дома не будет считаться нарушением и штрафовать за это не будут. При этом в магазинах, аптеках и других общественных местах будет действовать масочный и перчаточный режим: при отсутствии средств защиты могут не пустить в магазин или даже оштрафовать.

Аналогичные рекомендации для пенсионеров и предприятий начали действовать и в Московской области.

Как в пандемию ограничивали личный транспорт и такси

Возвращаться к пропускному режиму, как заявляют столичные власти, не планируют. О возможных ужесточениях для личных автомобилей, такси и каршеринга чиновники пока также не говорят, ограничиваясь призывами меньше пользоваться именно общественным транспортом. Тем не менее ряд автомобильных активистов и представителей отрасли пассажирских перевозок в беседе с Autonews.ru признались, что после первого этапа борьбы с COVID-19 и жестких ограничениях на передвижение «уже ничему не удивятся».

Так, многие водители прекрасно помнят, что в период пандемии в Москве и Подмосковье с 15 апреля до 9 июня 2020 г. на личных автомобилях можно было передвигаться только при условии оформления на них специальных цифровых пропусков. Такие пропуски представляли собой особый 16-значный код, состоящий из цифр и букв. Нарушителей отслеживали дорожные камеры — после фиксации владельцам незарегистрированных автомобилей приходили штрафы в размере 5 тыс. рублей.

Фото: Юлия Иванко / Mos.ru

На такси разрешали передвигаться также только при наличии разрешения — его нужно было показывать таксисту при посадке, иначе он не мог продолжить поездку. Одновременно Роспортебнадзор проводил рейды по проверке водителей такси — он должны были носить маски, а в салоне — лежат антисептики. А вот пользоваться каршерингом было вовсе запрещено — городские власти тогда заявили, что проверить соблюдение санитарных норм в таком транспорте невозможно. При этом источник Autonews.ru в одном из сервисов утверждал, что таким образом чиновники просто хотели дополнительно ограничить возможности для передвижения по городу и с «опасностью находиться в машине каршеринга это никак не связано».

Нужно больше возможностей для личных автомобилей

О том, что «сейчас возможен совершенно любой сценарий развития событий» корреспонденту Autonews.ru заявил координатор автомобильного сообщества «Синие ведерки» и председатель рабочей группы при ОНФ Петр Шкуматов.

«Возможно все, и пока непонятно, что будет, какие решения будут принимать, — рассуждает Шкуматов. — Если речь идет об опасности пандемии и дальнейшем распространении вируса, нужно наоборот стимулировать развитие личного транспорта. Не вводить новые штрафы, а делать парковки бесплатными. Частично жертвовать пропускной способностью города, но дать возможность людям передвигаться не на автобусах и не в метро, а за рулем собственных автомобилей радом только с близкими людьми. Можно было бы закрывать глаза на мелкие нарушения. Это было бы логичным. А у нас будут, скорее всего, наоборот всячески препятствовать использованию личного транспорта».

Фото: Максим Денисов / Mos.ru

Шкуматов отметил, что в случае повторного запуска пропускной системы, он намерен соблюдать все требования по регистрации для передвижения в личном транспорте, чтобы избежать возможных штрафов.

«В прошлый раз штрафы за нарушение режима самоизоляции при передвижении на автомобилях отменяли только тем, кто прошел суды, — рассказывает Шкуматов. — У тех же, кто пустил все на самотек, их просто списали со счетов судебные приставы. Поэтому я продолжу жить своей жизнью, но постараюсь таких штрафов избегать, в случае каких-либо ограничений. В прошлый раз действовал запрет на каршеринг, были трудности с такси — повторение такой истории станет очередным ударом по этому бизнесу».

Каршеринг не переживет новых ограничений

В свою очередь источник Autonews.ru, близкий к одной из каршеринговых компаний, рассказал, что пока участникам рынка о планах по ужесточению доступа к сервису не сообщали. Однако он обратил внимание на то, что в прошлый раз о запрете работы в пандемию все участники рынка узнали из заявлений властей в СМИ, сделанным накануне ограничений. Источник уверен: если сценарий повторится, «каршерингу точно не выжить».

«Если в лучшие времена сервисы росли, то сейчас количество поездок упало почти на 50%. Закрываются крупные регионы. При этом остался вопрос с компенсациями от властей как пострадавшей во время пандемии отрасли, — поделился близкий к отрасли источник. — На данный момент в Москву вернулась не вся наша аудитория. Люди либо остались где-то на дачах в других регионах, либо просто изолируется дома и не ездит на работу. При этом надо платить за парковочные места, обновлять автопарк каждые три года. День простоя стоит огромных денег. Поэтому если нам запретят работать, мы уже не перезапустимся. Также в целом произойдет, если в городе сократится количество вариантов, куда вообще можно ездить — кино, рестораны, бары. Выжить в таком случае помогли бы субсидии, но пока их нет».

Простой разорит таксопарки

Глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин в беседе с Autonews.ru выразил надежду, что новые возможные ужесточения будут носить в основном рекомендательный характер. В противном случае, по его словам, в первую очередь пострадают таксопарки, чьи машины будут простаивать, а часть водителей лишится работы. Что касается агрегаторов, то, по мнению Щербинина, они смогут компенсировать часть потерь за счет нового потока клиентов, которые откажутся от общественного транспорта.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

«Во время режима самоизоляции объем работы остался примерно прежним — ушли заказы в аэропорты, зато пришли пассажиры, которые не хотели ездить в общественном транспорте, корпоративные клиенты. Часть водителей уехала в свои регионы и на их места пришли местные жители, которые потеряли работу в другой области. Таксопарки поставил машины на прикол, потому что остались без части водителей, — поделился Щербинин. — Если история повторится, то влияние на отрасль будет огромным. Мелкие таксопарки без субсидий точно разорятся, потому что 70% машин будет стоять без дела, а остальные 30% придется сдавать по заниженным ценам. При этом им нужно будет платить аренду, зарплату водителями, медикам, механикам. Часть водителей опять останется без работы. Поэтому очень надеюсь, что ограничения будут косвенными, но уже сейчас все равно тревожно».

Роспотребнадзор не видит оснований для новых ограничений

При текущей эпидемиологической ситуации нет оснований вводить новые ограничения из-за роста распространения коронавирусной инфекции. Об этом заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова.

По ее словам, у ведомства нет и оснований менять рекомендации для бизнеса и других сфер жизни относительно соблюдения мер безопасности. При этом Попова отметила, что каждый субъект может самостоятельно принимать решения о смягчении действующих из-за коронавируса ограничений.

Фото: Максим Денисов / Mos.ru