Kia, Toyota и китайцы — почему растет число угонов и что будет осенью
Согласно рейтингу угонов от крупнейших страховых компаний после пандемии автомобильные воры предпочитают угонять недорогие иномарки корейского и японского производства. Если раньше доступные иномарки пользовались популярностью для разбора на запчасти, то сейчас в равной степени машины угоняют и для перепродажи. Виной всему подросшие ценники и отсутствие легкого доступа к запасным частям иностранных машин.
В беседе с корреспондентом Autonews.ru директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахования» Александр Харагезов отметил, что после окончания карантина наибольшей популярностью у преступников пользовались седаны и кроссоверы японских и южнокорейских марок.
«Согласно нашему исследованию, с марта по август 2020 года лидерами по количеству угонов стали две модели марки Toyota — кроссовер RAV4 и седан Camry, частота угонов этих машин выросла в среднем на 8% и 6%. Далее с большим отставанием идут Hyundai Solaris, Hyundai Tucson и Kia Sportage. Кроме того, в десятку самых угоняемых машин, застрахованных по каско, попали Kia Rio, Hyundai Creta, Kia Ceed, Kia Sorento и Lexus RX300.
По словам представителя страховой компании, количество угонов еще не достигло докоронавирусного масштаба, однако показатель активно растет по всей стране. Весной в пик эпидемии в стране автомобилисты стали меньше выезжать, во многих городах действовал пропускной режим, люди уезжали на дачи. Расслабились и преступники — на этом фоне число угонов значительно сократилось.
«Сейчас темп жизни городов восстанавливается, люди вернулись с дач и отпусков, и угонщики снова активизировались. В текущей обстановке крайне сложно давать прогнозы, во многом активность угонщиков будет зависеть от скорости и степени восстановления экономики страны. Мы ожидаем, что в ближайшее время количество угонов полностью вернется к докризисному периоду», — объяснил Харагезов.
Тренд по угонам неминуемо следует за ростом первичного и вторичного рынков продаж автомобилей. Об этом в беседе с корреспондентом Autonews.ru поведал эксперт компании «Угона.Нет» Алексей Курчанов. «По официальной статистике ГИБДД угоны на время пандемии (апрель—май) снизились на 30%. Однако с июня рейтинг вновь вернулся к прошлогоднему уровню и даже слегка подрос, на фоне активности на вторичном рынке автомобилей, роста курса валюты и стоимости запчастей для автомобилей», — объяснил Курчанов.
Несмотря на подрастающие показатели статистики ГИБДД, в компании «Росгосстрах» не наблюдают значительного увеличения угонов. «До начала пандемии, в первом квартале текущего года, угоняемость была выше, чем в третьем квартале. С учетом роста стоимости автомобилей и запасных частей при сохранении сложной экономической ситуации можно предполагать, что количество угонов будет расти», — рассказали корреспонденту аutonews.ru в пресс-службе компании. Представители страховщика подтвердили, что после пандемии самыми популярными марками у угонщиков являются Toyota, Kia, Lexus, Hyundai и BMW.
Задержками поставок запчастей из-за пандемии популярность азиатских иномарок объяснил и представитель «АльфаСтрахования». «Кроме того, существенную роль в популярности у преступников указанных машин сыграл рост стоимости запасных частей, который возник в следствие задержек с поставками», — прояснил Александр Харагезов.
Специалист компании «Угона.Нет» Алексей Курчанов уверен, что как и прежде, количественный рейтинг угонов возглавляет Lada (классические модели) и подтверждает интерес к корейцам (Rio и Solaris) и японским машинам (Camry, RAV4). Прежде всего это продиктовано фактором высокого спроса на эти марки, а также легкость в угоне.
«Уровень безопасности заводских систем на этих автомобилях оставляет желать лучшего. Проглядывается также тренд роста спроса угонщиков на китайские автомобили и с каждым годом рейтинг будет расти, так как доля рынка китайского автопрома в России со временем будет существенно увеличиваться», — пояснил Курчанов.
Прокомментировал спрос у угонщиков автомобилей Toyota и ведущий специалист отдела планирования модельного ряда и сертификации ООО «Тойота Мотор» Николай Дмитриев. Он считает, что основных причин у такого спроса две. Высокая ликвидность машин на вторичном рынке и объемный парк автомобилей. Более того, Николай подчеркнул, что в абсолютных значениях на первом месте по угонам находятся более дешевые автомобили В-класса
Эксперт подчеркнул, что в компании постоянно совершенствуют подход к защите автомобилей.
«Модели Toyota и Lexus оснащаются целым комплексом современных противоугонных систем, включая иммобилайзеры, энергонезависимые сирены сигнализации, датчики наклона и буксировки автомобиля, датчики внутреннего объема автомобиля, датчики разбития стекла задней двери, центральные замки с двойной блокировкой и датчики движения в брелоке ключа» — сказал Дмитриев.
Впрочем, основную ставку в Toyota делают на противоугонный идентификатор T-Марк и L-Марк, который призван лишить угон экономической привлекательности и устранить возможность продажи автомобиля на вторичном рынке. В качестве подтверждения своих слов Николай привел статистику угонов Lexus ES. В 2020 г. не было украдено ни одной такой машины, в 2019 г. количество угонов модели снизилось в 2 раза по сравнению с 2018 годом.
Что касается китайских машин, то, по мнению Алексея Курчанова, владельцам таких автомобилей стоит всерьез задуматься и подготовиться к осени. Если автомобиль находится в группе риска и при этом из защиты у машины только заводская охранная система, то обязательно стоит усилить охранный комплекс как минимум связкой из дополнительного иммобилайзера с цифровой блокировкой двигателя и замком капота, чтобы автомобиль не угнали с коротких парковок.
Согласно данным компании «Авито Авто», в России на 52% увеличился спрос на противоугонные системы. При этом покупательский интерес вырос как на самые дешевые, так и на наиболее дорогие типы противоугонных систем. Рейтинг популярности за июль—август возглавили иммобилайзеры (электронные системы, блокирующие движение при попытке угона). Интересоваться этими устройствами стали на 106% чаще, чем за аналогичный период прошлого года. На втором месте — спутниковые системы. Спрос на них возрос на 54%. Замыкают тройку автосигнализации, которые стали популярнее на 49%.
Если раньше много случаев фиксировалось на парковках торговых центров и в других общественных местах, то сейчас по рискам на первое место вышли неохраняемые придомовые территории. Это подтвердили наши собеседники из страховых компаний.
Специалист из компании «Угона.Нет» согласен с тем, что парковки около жилых домов — это наиболее частое место кражи автомобиля. «Если автомобиль состоит в группе риска и хранится ночью на стихийной неохраняемой парковке, то помимо рекомендации выше стоит добавить вторичную авторизацию, телематическую охранную систему, спутниковый маяк и дверные блокираторы. После пандемии все возвращается в прежнее русло, по-прежнему самыми рисковыми остаются парковки возле дома в ночное время, районы, преимущественно расположенные вблизи окраин, так как в этом случае машина уходит за пределы города в областной отстойник, где наименьшее количество видеокамер», — считает Алексей Курчанов.
Эксперт также отметил рост спроса на противоугонные системы и связал это с отложенным спросом на покупку автомобилей, потому что, как правило, сигнализация — это атрибут, который ставится на вновь приобретенный автомобиль.
«Растет спрос даже на б/у системы, потому что из-за постоянного роста доллара, растут и цены на охранные системы. Буквально на этой неделе они подорожали на 5%», — поведал Курчанов.