«Должна 85 тысяч за чужое ДТП». Странная история с угоном каршеринга
В странную ситуацию попала автомобилистка, решившая арендовать машину в сервисе «Делимобиль». После поездки девушка не завершила поездку и автомобиль не закрылся, что привело к неприятным событиям и долгим переговорам с сервисом со сменой позиций всеми участниками. О произошедшем жительница Москвы Варвара Корсеткина написала на своей страничке в соцсетях с призывом о помощи. По ее словам, в 7:24 утра 9 декабря 2019 года она забронировала машину и совершила поездку на Volkswagen Polo. После этого, как уверяет Корсеткина, машина «не закрылась по каким-то абсолютно неведомым причинам». Автомобилистка не обратила внимания, что машина еще значится за ней в аренде, а также отсутствие уведомления об окончании поездки и стоимости услуги.
Спустя 24 часа, судя по опубликованным сообщениям от «Делимобиля», автомобилистке прислали извещение о том, что машина уже сутки находится в аренде. Корсеткина не объяснила, почему не реагировала на них — за это время пользования набежал долг около 8 тыс. рублей.
Позже девушка узнала об аварии с участием Polo, который все еще числился именно за ней. Ей срочно пришлось выехать на место ДТП в северо-восточный округ Москвы, зафиксировать повреждения и ответить на вопросы инспекторов ГИБДД.
«Машину я нашла сама, открытую и разбитую, — написала в соцсетях автомобилистка. — «Делимобиль» уже заблокировал мне аккаунт. О том, что машина была в аренде, «Делимобиль» меня не уведомил (тем не менее автомобилистка опубликовала указывавшие на это скрины, - ред.), машина и дальше находилась бы в аренде, может и неделю, кто знает, — возмутилась автомобилистка. — Сразу после обнаружения мною разбитой тачки — полиция, оформление ДТП, нервы, прибывает сотрудник «Делимобиля» и получается, что компания в курсе, что я не виновата. Меня и прибывшего представителя «Делимобиля» забрали в ОВД Северное Медведково, я дала показания и меня отпустили».
По словам девушки, за расходы, связанные с незакрытым автомобилем, она заплатила штраф в размере 15 тыс. рублей, после чего перестала пользоваться сервисом. В феврале 2020 года ей поступил звонок от сотрудников правоохранительных органов. Оказалось, что угонщиков нашли. Ими оказались трое парней: двое несовершеннолетних воспитанников одного из детдомов и 18-летний молодой человек.
«Мне показали видео с двери магазина, как каршеринг угоняют, показали момент, как автомобиль разбивают, — поделилась автомобилистка. — В полиции меня допросили, виновным посулили условный срок».
Однако на этом дело не кончилось. В августе девушке начали поступать звонки из «Делимобиля» с требованиями погасить ущерб в размере 85 тыс. рублей. «Не добрые, а хамские звонки. Целыми днями звонит автоинформатор и требуют погасить задолженность. Происходят попытки списания с привязанной банковской карты 85 тыс. руб., — поделились автомобилистка. — На просьбы предоставить официальный запрос, чтобы я запросила дело из МВД либо же подала встречный иск к виноватым (все же понимают, что я не собираюсь платить за машину, которую разбила не я), «Делимобиль» не отвечает».
По словам Корсеткиной, она многократно обращалась на «горячую линию» компании с просьбой объяснить, на каком основании с нее требуют возмещения ущерба. Девушка предполагает, что без ее участия прошло судебное заседание, где могло быть принято такое решение, но запросить информацию по своему делу в полиции она так и не смогла.
«Я готова была к судебным тяжбам, но мне элементарно дело в полиции не дают, потому что я вообще не знаю деталей. «Делимобиль» точно знает, суд был, они его выиграли. Я просто не понимаю, в чем проблема дать какой-то официальный документ», — объяснила возмущенная пользовательница сервиса, которая уже обратилась к юристам. Она намерена не только разобраться в ситуации, но и взыскать потери с виновников, а также снять с себя все претензии со стороны «Делимобиля».
Юристы тем временем обратили внимание автомобилистки на указанные в договоре условия аренды. В частности, юрист Михаил Никитин указал на раздел договора с каршеринговой компанией об ответственности сторон, который накладывает обязательства по соблюдению правил аренды и выплате компенсации в случае, если действия пользователя привели к ущербу.
Этот раздел изучил и корреспондент Autonews.ru, так, согласно выдержке из договора аренды, неисполнение или ненадлежащее исполнение арендатором условий договора влечет за собой обязательство по уплате неустойки (штрафы, пени) в размере, определенном настоящим договором и положением о штрафах. Арендатор также несет риск угона, гибели и повреждения автомобиля. Максимальная ответственность, которая прописана в договоре в случае с моделью Volkswagen Polo — 50 тыс. руб. Однако этот пункт работает только если пользователь не нарушал условия договора.
«С точки зрения классического подхода и трактования — она не обеспечила надлежащую осмотрительность и осторожность при пользовании имуществом, взятым ей в аренду. Зная о возможных подставах со стороны, начиная или завершая аренду, всегда стоит предусмотреть защиту от подобных ситуаций», — отметил в беседе с Autonews.ru Никитин, которому удавалось добиться снижения штрафов, выставленных каршерингом для своих клиентов.
В свою очередь юрист Севан Авалян уверен, что у автомобилистки есть все шансы оспорить выставленные ей претензии со стороны «Делимобиля», поскольку ДТП совершили третьи лица, которых, к тому же, уже нашли.
«Весь порядок возмещения ущерба в таком случае прописан в Гражданском кодексе — условия договора с компанией не могут им противоречить, — заявил Autonews.ru Авалян. — Так, по поводу угона сначала возбуждают уголовное дело, их признают виновными и к ним уже в рамках ГК предъявляют иски. В нашем случае виновники — люди с низкой социальной ответственностью, скорее всего без какого-либо дохода. Конечно, сервис хочет покрыть свои убытки и пытается взыскать их с тех, у кого деньги все-таки есть. И убеждают пользователей в их неправоте, хотя закон на самом деле на их стороне».
Тем временем многих пользователей также возмутил выписанный автомобилистке штраф. Однако источник, близкий к рынку каршеринга, в беседе с Autonews.ru уточнил, что страховка на автомобили действует только в случаях, если за рулем находился добросовестный пользователь сервиса, в противном случае компания вынуждена самостоятельно покрывать ущерб, а все расходы взыскивать с ответственных за ДТП лиц.
В свою очередь некоторые пользователи сервиса отметили, что всех проблем можно было бы избежать, если бы автомобилистка проверила, что автомобиль закрылся — при завершении аренды приложение просит дождаться этого момента. Тем не менее, по словам одного из водителей, функция закрытия срабатывает не всегда.
«У меня однажды тоже не закрылась машина, хотя щелчок сработал. Хорошо пришло уведомление, а то неизвестно сколько бы она стояла», — предупредил автомобилист.
11 сентября в офисе «Делимобиля» состоялись переговоры обеих сторон. Как рассказали Autonewes.ru в пресс-службе компании, с учетом жизненных обстоятельств, на которые ссылалась клиентка при очной встрече, а также информации о том, что найдены подозреваемые в угоне, там приняли решение пойти ей навстречу. «Мы исключили ее из процесса взыскания до приговора суда, чтобы реализовать впоследствии свои требования к фигурантам уголовного дела. О чем сообщили ей и ее представителям на встрече, - сообщили в пресс-службе».
Там также уточнили, что в случае Корсеткиной, попыток завершения аренды или закрытия автомобиля зафиксировано не было, как не было зафиксировано и каких-либо проблем на стороне сервиса. «Мы видим, что клиент не подавал команд на закрытие дверей автомобиля и завершения аренды. Пока виновные лица, совершившие угон, не установлены в предусмотренном порядке, то есть до вступления в силу приговора суда, ответственность за возврат машины в надлежащем состоянии лежит на арендаторе».
Защитник Корсеткиной Кирилл Гавриличев также подтвердил, что в результате переговоров удалось добиться отказа от финансовых претензий сервиса к его. «Мы сошлись на том, что компания будет предъявлять все свои претензии к угонщикам после завершения уголовного дела», — рассказал юрист.
Сама Корсеткина тем не менее заявила, что «недовольна таким способом ведения безнеса».
В ответ на это в «Делимобиле» предупредили: в случае инициации клиентом каких-либо исков, компания намерена получить судебную оценку легитимности своих требований к арендатору, для чего придется провести судебное взыскание в полном объеме.