В автосалонах ажиотаж: с 1 сентября в России резко подорожали автомобили
С началом сентября производители повысили цены на ключевые и самые популярные в России модели автомобилей. К такому выводу пришел Autonews.ru, сравнив прайс-листы ведущих автокомпаний в августе и сентябре: в зависимости от класса и сегмента, корректировки достигают 100 тыс. рублей.
Например, модели Renault 2020 года выпуска прибавили в среднем по 20 тыс. рублей. В сентябре стоимость стартовой версии Renault Arkana производства 2020 года в комплектации Life мотором 1,6 л мощностью 114 л.с., передним приводом и пятиступенчатой механической коробкой передач составила 1 124 000 рублей. В августе эта версия предлагалась за 1 104 000 рублей. Версия с вариатором стоит теперь 1 179 000 рублей — в августе машина была доступна за 1 159 000 рублей. Топовая полноприводная версия оценена в 1 640 000 рублей вместо прежних 1 620 000 рублей. При этом цены на модели 2019 года остаются без изменений.
Внедорожник Renault Duster в стартовой комплектации Access теперь стоит от 810 тыс. рублей — ранее модель предлагалась по цене от 777 тыс. рублей. Комплектация Life с 2-литровом мотором мощностью 143 л.с., шестиступенчатой механической коробкой передач и полным приводом стоит теперь 1 077 000 рублей вместо прежних 1 061 000 рублей. Версия с дизельным 1,5-литровым мотором мощностью 109 л.с., полным приводом и шестиступенчатой «механикой» подорожала на 16 тыс. рублей и стоит 1 116 000 рублей.
Модели Volkswagen подорожали в среднем от 30 тыс. до 100 тыс. рублей. Например, новый Polo подорожал на 29 тыс. рублей и стоит от 821 900 рублей (ранее 792 900 рублей). При этом цены на Polo предыдущего поколения остались прежними - от 798 900 руб.
Стартовая комплектация внедорожника Touareg подорожала на 100 тыс. рублей и стоит от 3 799 000 рублей. То же самое и с Tiguan — модель теперь можно купить по цене от 1 759 000 рублей. Версия Exclusive cтоит от 2 169 000 руб. вместо прежних 2 149 000 рублей.
Официально об изменениях сообщили и в BMW. Согласно обновленным прайс-листам, цены практически на все модели увеличились на 40 тыс.-50 тыс. рублей. К примеру, BMW 3 серии теперь стоит 2 580 000 руб/ (+50 000 руб.), а BMW 2 серии Gran Coupe - 2 130 000 руб. (+40 000 руб.).
В российском офисе Chevrolet также рассказали об индексации цен – модели Nexia и Cobalt подорожали на 1,1-1,4% в зависимости от комплектации. То есть примерно на 10 тыс. руб. Теперь цены на Chevrolet Nexia теперь начинаются с 709 900 руб., на Chevrolet Cobalt — с 759 900 руб. Цены на Chevrolet Spark выросли на 40 тыс. руб. и теперь стартуют с 759 900 руб.
У части производителей, например, у Kia и Hyundai, а также Skoda и Lada ценники с приходом сентября не изменились. Однако некоторые меняли их ранее. Например, если сравнить цены на Lada с апрельской волной подорожания, то можно увидеть, что с тех пор Lada Granta без скидок стоит уж от 470 900 руб. вместо прежних 460 900 руб., седан Vesta 2019 года выпуска — без скидок от 653 900 руб. вместо 636 900 руб.
Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль сообщил Autonews.ru, что с марта по август 2020 года в России наблюдается рост цен на новые автомобили практически во всех сегментах. Исключение, по оценке участника рынка, составляют некоторые модели бренда Haval и Kia: цены на них оставались фиксированными на протяжении последних шести месяцев по сравнению с остальными марками, с которыми сотрудничает компания. В остальных случаях дилер подсчитал, что стоимость новых автомобилей в массовом сегменте выросла на 6%, в премиальном — на 11%.
«Учитывая потребность автоконцернов восстановить резко снизившиеся доходы из-за падения курса рубля, увеличения стоимости импортных комплектующих и финансовых потерь во время ограничения деятельности в связи с пандемией, цены на новые автомобили будут расти и дальше, — спрогнозировал Мигаль. — К концу года к стоимости автомобилей может прибавиться от 10% до 20%, при этом сильнее подорожают представители массового сегмента — на 15-20%. Премиальные прибавят в стоимости около 10%».
Стоимость новых автомобилей до и после подорожания | |||
Модель 2020 года* | Цена до 1 сентября, руб. | Цена после 1 сентября, руб. | Разница, руб. |
Renault Duster | 777 000 | 810 000 | 33 000 |
Renault Arkana | 1 104 000 | 1 124 000 | 20 000 |
Новый Volkswagen Polo | 792 900 | 821 900 | 29 000 |
Volkswagen Touareg | 3 699 000 | 3 799 000 | 100 000 |
Volkswagen Tiguan | 1 659 000 | 1 759 000 | 100 000 |
BMW 3 серии | 2 530 000 | 2 580 000 | 50 000 |
BMW 5 серии | 3 470 000 | 3 520 000 | 50 000 |
BMW X3 | 3 610 000 | 3 660 000 | 50 000 |
BMW X5 | 4 950 000 | 5 010 000 | 60 000 |
BMW 2 серии Gran Coupe | 2 090 000 | 2 130 000 | 40 000 |
* Все модели приведены в начальных комплектациях. |
Основная причина роста цен — необходимость компенсировать резко возросшие расходы. Так, по оценке руководителя дилерской компании, уже увеличили цены на свои модели такие бренды, как Renault, Peugeot, Infiniti.
Как прогнозируют во Fresh Auto, к концу года цены поднимутся на наиболее востребованные марки автомобилей: Skoda на 0,9-5,5%, большинство моделей Kia — на 0,9-2,6%, Volkswagen — на 1,5-2,6%. Рост стоимости новых автомобилей при этом может негативно отразится на спросе и сместит фокус внимания автомобилистов в сторону рынка автомобилей с пробегом.
Опрошенные Autonews.ru дилеры рассказали, что несмотря на падение продаж в июне-июле из-за отложенного спроса и недопроизводства заводов, в некоторых автосалонах существует серьезная нехватка популярных моделей. Во Fresh Auto не хватает Kia Rio X-line, Seltos, Sorento Prime, Hyundai Creta, Lada Largus, Renault Logan.
В свою очередь в «АвтоСпецЦентре» признались, что среди массовых брендов наиболее выражен дефицит по маркам Kia, Skoda, Volkswagen, Hyundai. Во всех этих брендах без исключения запас автомобилей значительно меньше объема месячных продаж.
«Не хватает моделей Kia Rio, Kia Cerato, Kia Optima, Skoda Karoq и Kodiaq, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris и Creta. Из премиальных брендов можно выделить Audi: модель A4 и практически все кроссоверы от компактного Audi Q3 до Audi Q8», — привел примеры заместитель директора департамента корпоративных продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.
В «Авилоне» зафиксировали ощутимую нехватку моделей сегмента SUV по ряду премиальных и массовых брендов: Mercedes, BMW, Audi, Jaguar Land Rover, Cadillac, Chevrolet, Volkswagen, Hyundai.
«Именно временная нехватка является сейчас наиболее влиятельным трендом рынка. Доступность автомобилей в наличии и поставке влияет на продажи напрямую — их сейчас чуть меньше, чем требуется дилерам», — поделился директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский.
Между тем директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль называет сложившуюся ситуацию с нехваткой моделей не дефицитом, а политикой искусственного ажиотажа.
«Она привела к тому, что на рынке не хватает 10-15% востребованных машин, — рассуждает топ-менеджер. — Срок ожидания может составлять несколько месяцев, так как на ликвидные машины — повышенный спрос. Но подобный ажиотаж выгоден всем игрокам рынка. Дело в том, что импортер начинает зарабатывать на продажах больше чем до кризиса, нивелируя с помощью этого свои расходы, которые увеличились. Так, многие заводы несмотря сокращение производств, вынуждены нести большое количество затрат».
В ожидании роста цен и неопределенности относительно второй волны пандемии многие клиенты предпочитают приобретать автомобили из наличия, поэтому спрос есть даже на те модели и комплектации, которые обычно считаются самыми «неходовыми». Как объяснил в беседе с Autonews.ru представитель Российской ассоциации дилеров (РОАД) Олег Мосеев, текущий спрос и нехватка ряда моделей позволяет дистрибьюторам отказываться от скидок и зарабатывать на полной стоимости автомобилей.
«Спрос на автомобили в июле-августе оказался даже выше запланированного, — объяснил Мосеев. — К этому привел отложенный спрос и дефицит моделей. Нехватка есть у большинства производителей — больше всего в масс-сегменте, который поддерживают госпрограммы. Объяснить это можно простоями производства по всему миру, включая Европу и Китай, ведь не работали еще и производители автокомпонентов. Сейчас автопроизводители стараются наперебой восполнить эту нехватку, ведь те, у кого окажутся раньше популярные модели окажется в плюсе. Но такая ситуация выгодна дилерам — спрос есть и можно обходиться без скидок. Сейчас производители открывают третьи смены, пытаются залить склады, но не факт, что такой высокий интерес мы будем наблюдать и дальше».
С этим утверждением согласен и Денис Мигаль, который считает, что «в текущих рыночных условиях «искусственный ажиотаж» — наиболее правильная политика, которой должны придерживаться игроки, а не демпинговать и биться за долю».
Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что ситуация стабилизируется ближе к октябрю. Тогда на складах появятся модели и версии, которые пока недоступны. По некоторым же моделям дефицит продержится вплоть до конца года.
«Основной фактор, влияющий на цены — это курс рубля по отношению к доллару и евро, инфляция, изменения в налоговом и таможенном законодательстве. Однако дефицит также ускоряет процесс корректировки прайс-листов и влияет на изменение торговой политики и отмену действовавших ранее специальных программ и скидок. В сентябре прайс-листы могут повыситься на 2-4%. И скорее всего это будет не последняя корректировка цен в этом году», — рассуждает заместитель директора департамента корпоративных продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.
Тем, кто рассматривает покупку автомобиля и хочет сэкономить, опрошенные дилеры советуют обратить внимание на имеющиеся в наличии варианты. Приверженцы определенных брендов и моделей могут оформить предзаказ и ждать поставки новых автомобилей, произведенных уже после пандемии. Однако во втором случае надо быть готовым к возможной корректировке цен в большую сторону.
В свою очередь директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский, уточнил, что в плане ценовой политики дилеры полностью зависят от импортеров. «Производители должны оценить ситуацию на рынке и понять, как будет меняться валюта в долгосрочной перспективе. Резких изменений цен на рынке не бывает, обычно это происходит плавно. За первое полугодие стоимость автомобилей выросла в среднем от 3 до 7%. Среди причин роста цен в этом периоде можно отметить колебания курса, инфляцию, обновление модельного года. Осенью возможна очередная индексация цен на новые автомобили», — предупредил Каменский.
Представитель РОАД Олег Мосеев отметил тенденцию с проседанием курса рубля. «Мы можем увидеть уже совсем новый стабильный курс рубля, и если курс евро вырастет до 90 рублей, то нас ждут совсем новые цены, при девальвации рубля хочешь-не хочешь, придется их корректировать», — рассуждает эксперт.
В РОАД в беседе с Autonews.ru спрогнозировали общее падение продаж новых автомобилей в России на 20%. Что касается рынка подержанных машин, то в РОАД ожидают просадку не более чем на 5%. Во Fresh Auto считают, что новых машин по итогам 2020 года в России купят на 30% меньше. Восстановление авторынка там ожидают не ранее 2022 года из-за сложной экономической ситуации в целом, курса рубля, а также пандемии и падения цен на нефть.