На вторичке начался ажиотаж. Цены на б/у машины готовы рвануть вверх
Средняя стоимость легкового автомобиля с пробегом в России по итогам июля увеличилась незначительно, при этом заметный рост стоимости был отмечен у автомобилей с пробегом, представленных на площадках у дилеров — речь идет о недорогих иномарках возрастом до трех лет. Модели старше пять лет пока в цене не увеличиваются, однако спрос на них растет с каждым месяцем. Мы пообщались с экспертами рынка подержанных машин и выяснили, что дорожает больше всего, и как рынок б/у встретит осень.
В июне после окончания карантинных мер эксперты рынка ожидали всплеск продаж и скачок стоимости машин с пробегом. Но если спрос действительно вырос, то ценники почти не поменяли. И связано это сразу с несколькими факторами.
«Мы ожидали в июле рост цен, так как за 7 месяцев 2020 года цены на новые автомобили иностранных брендов выросли более, чем на 10%, что должно отразиться на автомобилях с пробегом. Но рынок продаж автомобилей с пробегом в три раза больше рынка новых автомобилей, а на долю сегмента возрастом свыше 10 лет приходится около 45% автомобилей, где потребительский спрос минимальный. Поэтому рост цен на новые машины еще не успел отразиться на рынке автомобилей с пробегом», — объясняет динамику рынка генеральный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama Никита Быков.
О рекордных цифрах спроса нашему корреспонденту рассказали и в пресс-службе «Авто.ру». «С июля на автомобильном рынке России наблюдается беспрецедентный спрос: мы фиксируем рекордное число звонков по объявлениям. Если делить по категориям новые-подержанные машины, то за июль спрос вырос так: на 58% чаще стали звонить по объявлениям о продаже новых авто и на 17% чаще — по объявлениям о продаже подержанных машин по сравнению с июлем прошлого года», — пояснил представитель агрегатора.
Одной из важных причин, которая тормозит резкий скачок цен, является осторожная политика банков в отношении автокредитов на подержанные машины. Снижение доходов автолюбителей и ухудшением кредитной истории за время пандемии привело к тому, что банки дольше рассматривают заявки и стали чаще отказывать в займе.
Поэтому многие автомобилисты покупают то, на что хватает средств и переходят, таким образом, в более низкий ценовой сегмент. «Удивительно, но сейчас мы наблюдаем уникальную для рынка картину, когда спрос не подстегнул рост цен в сегменте автомобилей с пробегом в возрасте от 3-х лет. Покупатели в отсутствии возможности воспользоваться кредитами в полной мере стали уходить в более низкий ценовой сегмент. Это подтверждается и снижением среднего чека на 5%. В лидеры продаж возвращается Ford Focus, средние цены на модель ниже, чем на автомобили более низкого класса. Из одноклассников Focus сейчас хорошее время для покупки Skoda Octavia — цены на нее упали на 3,5%», — разъясняет гендиректор Automama.
При стабильных средних ценах на вторичном рынке кое-что все-таки дорожает. Речь идет об автомобилях с маленьким пробегом возрастом до трех лет, которые предлагают в автосалонах наряду с новыми машинами. И если клиент не может позволить себе новинку, ему сделают хорошее предложение из модельной линейки с пробегом. Об этом свидетельствует рост цен в этом сегменте в июле.
«Цены на автомобили с пробегом в июле выросли, примерно на 7% на бюджетные модели и на 5% на дорогие автомобили. Наиболее востребованы, как и всегда, автомобили в хорошем состоянии, которые бережно эксплуатировались предыдущим владельцем. Такие автомобили есть в любом бренде. До поступления в дилерские центры новых партий новых автомобилей в сентябре-октябре, как на рынке новых автомобилей, так и на рынке автомобилей с пробегом будет ощущаться дефицит, что будет пробуждать некий повышенный ажиотаж», — пояснил корреспонденту Autonews.ru директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов.
В розничной сети Automama подтвердили, что традиционно высоким остается спрос на тройку лидеров B-класса — Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo. При этом напрямую это не связано с ценами, ведь цены на Rio и Polo не изменились, а Solaris подешевел на 1,6%.
Хорошие показатели по динамике в сегменте подержанных машин у дилеров — эффект отложенного спроса, порожденный карантином, а также ожиданием роста цен. В этом уверены эксперты из «Авто.ру».
«Дилеры испытывают дефицит как новых, так и б/у машин, и поднимают цены на текущий склад. Также дилеры начали более активно заниматься прямым выкупом, при этом зачастую они покупают автомобили у физических лиц по заявленной цене без торга. То есть фактическая отпускная цена повысилась во всех популярных сегментах. Сейчас спрос выходит на плато, однако цены, судя по всему, снизятся только к концу сентября, когда начнутся поставки новых автомобилей дилерам», — пояснили в компании.
Если взять топ-10 автомобилей с изменением среднемесячной цены, то больше всего подорожала Skoda Octavia 2004 года — почти на 30%. Примерно так же вырос в цене Honda Civic 2002 года, Volkswagen Golf 2005 года подорожал за месяц на 25%. В плюс более, чем на 20% увеличилась также стоимость UAZ Hunter 2015 года, Peugeot 307 производства 2003 года, BMW X3 выпуска 2006 года, Hyundai Santa Fe 2004 года и Nissan Murano 2005 года выпуска.
Самое большое снижение средней цены зафиксировано у модели Skoda Octavia 2000 года — минус 28%. Сильно подешевели Mitsubishi Pajero 2001 года и Mercedes-Benz S-Class 2013 года выпуска. Переписали ценники в минус примерно на 20% также Opel Astra 2002 года, VW Golf 2007 года, Hyundai Sonata 2002 года, четырехлетний Ford Mondeo, Subaru Forester 2005 года и Toyota Camry, произведенная в 2004 году.
Эксперты розничной сети машин с пробегом Automama уверены, что в августе ситуация на рынке подержанных автомобилей существенно не изменится, так как рост цен на новые автомобили имеет отложенный эффект. Продолжится рост цен на автомобили с пробегом в дилерском сегменте возрастом до трех лет. В сегменте автомобилей старше 10 лет роста цен не будет ни в августе, ни осенью. В целом, в ближайшие 2-3 месяца все зависит от второй волны коронавируса, темпов восстановления экономики и доходов автомобилистов.