Все машины Штирлица. Раскрываем тайны фильма «Семнадцать мгновений весны»
Знаменитый сериал «Семнадцать мгновений весны» вышел на экраны 50 лет назад — 11 августа 1973 года. Харизматичный главный герой в исполнении Вячеслава Тихонова, держащий в напряжении до последней серии сюжет и очаровательная музыка Микаэла Таривердиева сразу же покорили советского зрителя. Популярность фильма была столь велика, что уже через три месяца после премьеры был запущен повторный показ киноленты.
Помимо ярких героев, которые на многие годы отложились в памяти зрителей, не последнюю роль в сериале сыграли автомобили. Действительно, кто не мечтал в детстве о «машине, как у Штирлица»? Autonews.ru рассказывает, на каких автомобилях ездил легендарный разведчик, какие ляпы допустили создатели ленты и на чем в реальности по улицам военного Берлина мог передвигаться герой Вячеслава Тихонова.
В знаменитой книге Юлиана Семенова «17 мгновений весны» советский разведчик Макс Отто фон Штрилиц, которого сыграл Вячеслав Тихонов, ездил на роскошном Horch. На данный момент точно неизвестно, почему в своем произведении писатель не стал указывать точную модель автомобиля. При этом в одной из глав можно узнать, что машина была оснащена «усиленным мотором, урчавшим ровно и мощно». Во время езды на роскошном автомобиле главный герой предпочитал слушать радио. Чаще всего в динамиках Horch звучали «веселенькие песенки», которые специально ставили во время налетов союзной авиации на Берлин.
По одной из легенд, в одноименном фильме машиной Штирлица должен был стать Horch-853. Этот роскошный кабриолет начали в собирать в 1935 году. Автомобиль получил 5,0-литровый рядный восьмицилиндровый мотор мощностью 100 л.с., который работал совместно с 4-ступенчатой коробкой передач. В этом же году новинка удостоилась престижного звания «Автомобиль года» на Парижском автосалоне. Через два года в серию была запущена версия 853А с модернизированным двигателем, отдачу которого увеличили до 120 л.с., и понижающей передачей.
Создателям фильма удалось разыскать Horch-853 в единственном экземпляре в Москве. Автомобиль находился в частной коллекции и нередко принимал участие в съемах различных фильмов. Например, его можно увидеть в киноленте «Здравствуйте, я ваша тетя» или сериале «Щит и меч». По слухам, эта машина до войны принадлежала чуть ли не министру авиации Третьего Рейха Герману Герингу, однако убедительных доказательств этого факта обнаружить до сих пор не удалось.
К сожалению, договориться с владельцам роскошного кабриолета не получилось. Якобы, участие в 12-серийном фильме не укладывался в плотный график Horch-853, который в том время был просто нарасхват у советских киношников. Впрочем, стоит признать, что такая машина Штирлицу была совсем не по чину. Для штандартенфюрера — именно такое звание носил законспирированный разведчик — были положены автомобили попроще.
В сериале «Семнадцать мгновений весны» основной машиной советского разведчика стал более скромный Mercedes-Benz 230 W143. Хотя это был тоже не самый дешевый автомобиль в Германии. В те времена цена на четырехдверку составляла около 6 тыс. марок. Найти такие трофейные лимузины в СССР даже в 1970-х года не было проблемой. За всю историю в Германии было собрано более 20 тысяч Mercedes-Benz 230 W143, и многие из них после войны были вывезены в Страну советов старшими офицерами.
Другое дело, что большинство машин находились не в самом лучшем состоянии, а основной проблемой стала нехватка запасных частей. В итоге в съемках киноленты, которые происходили в Москве, Риге и Берлине, приняли участие три немецких лимузина. Один их них сейчас можно увидеть в музее Мосфильма. По свидетельствам очевидцев, машины на съемках часто ломались, а механикам нередко приходилось устранять всевозможные мелкие неисправности.
Премьера Mercedes-Benz 230 состоялась в 1937 году. Машина весила около 1,5 тонны и оснащалась 2,3-литровым мотором мощностью 55 лошадиных сил. Разогнаться лимузин мог до 126 км в час. Механическая коробка передач имела 4 ступени и была полностью синхронизирована. Хотя, с большой вероятностью, киношные Mercedes-Benz 230 оснащались другими моторами и коробками, которые были позаимствована у доноров. Оригинальные агрегаты лимузинов в ту пору, скорее всего, уже пришли в негодность. Например, в одной из сцен фильма Mercedes-Benz 230 можно увидеть «обутым» во внедорожные советские шины.
В реальности Штирлицу в качестве личного автомобиля больше подошел бы Opel Kapitan, который стал последней премьерой немецкой компании перед войной. Машина дебютировала в 1939 г. на автосалоне в Женеве и выпускалась в трех вариантах: двухдверный лимузин, четырехдверный лимузин и двухдверный кабриолет. На внутреннем рынке цены на машину стартовали от 3,5 тыс. марок. Всего с 1938 по 1940 год было выпущено 25 374 таких автомобиля.
Под капотом заднеприводного Opel Kapitan устанавливался 2,4-литровый мотор мощностью 55 лошадиных сил. Двигатель работал в паре с 3-ступенчатой механической коробкой передач производства Adam Opel AG. Автомобиль с современным несущим кузовом мог разогнаться до 125 км в час.
Кстати, Opel Kapitan все же появляется в фильме «Семнадцать мгновений весны». Именно на такой машине в одной из серий агенты гестапо следили за Штирлицем. Трофейные автомобили Opel Kapitan имели очень широкое распространение в СССР в послевоенные годы. Боле того, узлы машины были детально изучены советскими инженерами. Полученный опыт использовался при разработке ГАЗ-М-20 «Победа», однако о полном копировании речь в данном случае не идет.
К концу войны в Германии практически весь личный транспорт был изъят для нужд, терпящей катастрофу армии. Впрочем, советский разведчик в таком случае всегда мог воспользоваться служебным автомобилем с шофером. Такой машиной вполне мог стать Wanderer W 24. Автомобиль среднего класса начали выпускать в 1937 г. и комплектовали четырехцилиндровым мотором с отдачей 44 лошадиные силы. Машина весом в 1120 кг могла разогнаться до 108 км в час.
Автомобиль предлагался как в кузове четырехместный седан с двумя или четырьмя дверями. Кроме того, было выпущено около 300 версий в кузове кабриолет, которые сейчас являются настоящей редкостью среди коллекционеров ретро-машин. В сериале на Wanderer W 24 Штирлица привозят на встречу с агентом Клаусом.
Штирлиц вполне мог воспользоваться и услугами такси. Конечно, в 1945 году эта услуга уже вряд ли была доступна жителям Германии, однако в киноленте машины с шашечками мелькают в некоторых эпизодах. Так, создатели сериала решили использовать в качестве автомобиля такси седан BMW 321. Автомобиль со стильным дизайном считался для своего времени технически продвинутым и надежным. Например, машина могла без проблем ездить на бензине низкого качества.
В будущем это качество оценят советские граждане, в распоряжение которых после войны попадут трофейные автомобили. Седан комплектовался шестицилиндровым двигателем с верхнеклапанным газораспределением и независимой подвеской, а четырехступенчатую механическую коробку передач автомобиль позаимствовал у модели BMW 326.
Разгон до сотни занимал у BMW 321 36 секунды. По свидетельствам очевидцев, к явным минусам автомобиля относился достаточно узкий и тесный салон, а также неудобный доступ к багажнику. Поэтому в реальности седан был не слишком удачным выбором для перевозки берлинцев. В реальности же большую часть таксопарка столицы Германии в довоенный времена составляли машины Volkswagen.