В ГИБДД рассказали о перенастройке камер. Все из-за двойных штрафов
Перенастройка дорожных камер началась в Подмосковье. Как выяснил Autonews.ru, комплексы пройдут модернизацию программного обеспечения для исключения задвоения штрафов, приходящих на автомобили с прицепами. Об этом в ответ на запрос издания сообщили в управлении ГИБДД ГУ МВД России по Московской области. В первую очередь имеются ввиду те комлексы, в работе которых наблюдались ошибки.
Дело в том, что в последнее время водители все чаще стали жаловаться на штрафы за нарушение ПДД, приходящие одновременно и на их машину, и на прицеп, который ехал за «оштрафованным» автомобилем. В основном речь идет о постановлениях за превышение скорости. В частности, комплексы успевают считать номера при поворотах, когда сзади хорошо видны оба госномера. Производители дорожных камер и сотрудники ГИБДД связали это в том числе с увеличением на дорогах количества комплексов, которые фиксируют скорость «в спину потоку».
Например, о полученном «дуплете» в конце февраля Autonews.ru рассказывал водитель Сергей Баженов. Он ехал на внедорожнике Land Cruiser с прицепом по Московскому большому кольцу и в районе Орехово-Зуево попал в объектив камеры фотовидеофиксации из-за превышения скорости. Согласно составленным материалам, его автомобиль ехал со скоростью 100 км/ч вместо разрешенных 60 км/ч. И если с одним этим штрафом водитель еще готов был согласиться, то пришедшее следом отдельное постановление на прицеп его возмутило.
Еще один аналогичный штраф прислал автомобилист, чей внедорожник Mitsubishi вместе с прицепом камеры сфотографировали в Подмосковье — при разрешенной скорости 50 км/ч водитель двигался со скоростью 72 км/ч.
Во всех случаях водителям приходится писать жалобы в ГИБДД с тем, чтобы отменить одно из постановлений.
Запланированные изменения, как ожидают в Подмосковной ГИБДД должны полностью избавить водителей от таких проблем. «Современные специальные технические средства контроля скоростного режима, работающие в автоматическом режиме, фиксируют административные правонарушения как во встречном, так и попутном направлениях. Сейчас проходят мероприятия по доработке программного обеспечения для исключения фактов вынесения постановлений одним и тем же комплексом фотовидеофиксации в отношении транспортного средства-тягача и прицепа», — сообщили в ведомстве.
Там уточнили, что для «снижения количества фактов привлечения к административной ответственности собственников транспортных средств, движущихся в составе автопоезда, реализовано исключение дубликатов таких постановлений для одного и того же собственника с одного комплекса в минимальный временной интервал».
При этом в ведомстве подчеркнули, что модернизация необходимого программного обеспечения «отнесена к компетенции правительства Московской области».
Впрочем, Верховный суд не торопится сразу вставать в таких ситуациях на сторону автомобилистов. Согласно постановлению пленума ВС, при рассмотрении жалобы собственника прицепа на штраф следует учитывать, что конструктивные особенности прицепа и невозможность его самостоятельного передвижения при помощи тягача сами по себе не могут считаться достаточными основанием для освобождения владельца прицепа от штрафа. Наказание могут отменить если, например, собственник прицепа докажет, что автомобилем с этим самым прицепом управлял другой человек.
Одновременно с этим, как уточнили в ГИБДД ГУ МВД России по МО, «никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение». Поэтому чтобы отменить выписанное не прицеп постановление, собственнику прицепа придется направить в ГИБДД подробное объяснение и штраф, полученный непосредственно за нарушение, допущенное в это же самое время тягачом.
Хотя в ГИБДД Подмосковья говорят, что обновление программное обеспечения относится исключительно компетенции правительства Московской области, сами производители дорожных комплексов отмечают, что без доступа к базам данных ГИБДД об автомобильном транспорте реализовать идею вряд ли получится. При наличии всей нужной информации эксперты уверены, что задачу легко реализовать — главное четко поставить цель.
Представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов (производитель комплексов «Автоураган», «Паркрайт») в беседе с Autonews.ru отметил, что пока не поучал каких-либо запросов со стороны Подмосковной ГИБДД. Он предположил, что речь будет идти о некой синхронизации данных, которая позволит определять принадлежность прицепа к водителям, которые в момент фиксации нарушения находятся рядом с прицепом.
«Это легко сделать, можно добавить новый код за пару дней, — заверил Кусов. — Мы можем даже всплывающие предупреждение, если, например, зафиксировали прицеп, а рядом нет его потенциального владельца. Например, владелец прицепа мог отдать его в пользование другому человеку или же прицеп угнали. Но для всех этих манипуляций нам нужен доступ к базам данных ГИБДД».
При этом Кусов объяснил, что избавиться от задвоения штрафов на самом деле можно двумя совершенно противоположными способами.
«Госномера у прицепов имеют свой номерной код, мы можем в принципе просто не принимать этот код, и тогда система будет просто видеть, что машина едет с прицепом, не считывая его номер. Тогда никаких задвоений не будет, — привел эксперт возможные варианты программирования дорожных камер. — Но ведь иногда нам как раз требуется знать, какие у водителя номера автомобиля и прицепа. Как в случае с системой «Платон», которая контролирует передвижение грузовиков по платным трассам. Им наоборот интересно, какой номер прицепа у грузовика. Поэтому в ГИБДД должны нам четко объяснить, какая задача приоритетна. Нужно им знать об этом устройстве-прицепе или нет. Например, там могут сказать, что нам важно знать, что автомобиль с прицепом, но нам неважно, какой у него номер. Или же есть вариант — выделить все прицепы в отдельную категорию. Такой шаблон легко сделать. Но, опять-таки, нужны данные из их базы».
Кусов затруднился ответить, получится ли в таком случае полностью избавиться от различных ошибок. «Если неточности закрадутся в базу ГИБДД, например, владелец прицеп уже давно продал, и он оформлен на другого человека, а в базе этого по какой-то причине нет, то штрафы будут приходить прежнему владельцу, — рассуждает Кусов. — Тогда нужно будет принести в отделение ГИБДД нужные документы».
Между тем эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман считает, что для решения проблемы достаточно перестроить работу операторов по обработке данных с камер в случаях фиксации тягачей. «Все просто — при фиксации прицепа оператору надо сразу проверять наличие рядом тягача — в этот же временной промежуток, это секундное дело», — считает Шухман.
Autonews.ru 14 июля направил запрос в МВД России о том, коснется ли перенастройка всех дорожных камер в России, однако ответа на момент выхода публикации не поступило.