«Ремонт подорожает в 10 раз». СТО раскритиковали запрет б/у запчастей
В России планируют запретить ремонт автомобилей при помощи бывших в употреблении запчастей. Соответствующие поправки в техрегламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств представили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Непосредственным разработчиком масштабных изменений выступило ФГУП НАМИ, а ответственным разработчиком стал Минпромторг.
По замыслу авторов нововведение призвано сделать рынок автозапчастей более безопасным и прозрачным. Однако чтобы изменения заработали, между собой должны договориться все страны-участницы ЕАЭС, куда помимо России входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.
Предлагаемые ужесточения сразу же всколыхнули отрасль. На состоявшемся 29 июля круглом столе в Общественной палате России обсуждении владельцы официальных станций технического обслуживания заявили, что общие расходы всех российских автомобилистов на ремонт машин с 5 млрд рублей вырастут в примерно в пять-семь раз — до 35 млрд рублей в год. Такие изменения, по их оценкам, могут затронуть до 350 тыс. домохозяйств. Большинство из 5 тыс. так называемых авторазборок может закрыться или уйти в тень. Разбираемся, что придумали в Минпромторге и НАМИ, и кого это затронет.
Согласно тексту предложенных изменений, повторно нельзя будет использовать:
- Подушки безопасности — если она вмонтирована в рулевое колесо, само рулевое колесо, блоки электронного управления и датчики;
- Автоматические или неавтоматические ремни безопасности в сборе, включая тканную ленту, пряжки и натяжители;
- Сидения, в которые встроены крепление ремней и/или подушек безопасности;
- Тормозные системы;
- Иммобилайзеры, включая повторители и блоки электронного управления;
- Каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры;
- Глушители системы выпуска;
- Газобаллонное оборудование для перевода автомобиля на работу на пропане или метане.
Документ также полностью запрещает изготовление специальных и специализированных транспортных средств с помощью переделки из бывших в эксплуатации
По оценке представителя Союза автосервисов, гендиректора ООО «Гидравлика» Юрия Валько, изменения в первую очередь ударят по владельцам подержанных автомобилей. Согласно приведенным участником рыка цифрам, в России продолжает повышаться срок эксплуатации автомобилей и средний возраст машин достигает 10-12 лет. На этом этапе обычно и приходит время менять рулевые рейки.
«С использованием подержанных или восстановленных качественных запчастей автомобилисты может провести ремонт в 2-10 раз дешевле, чем при использовании новых, — рассказал Валько. — Представьте, потратит ли на ремонт 100-150 тыс. рублей автомобилист, чья машина стоит 600-700 тыс. рублей?»
Предложенные изменения, по оценке гендиректора аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрия Пархоменко, могут привести к закрытию популярных среди автомобилистов «разборок» и существенно повысить расходы водителей на ремонт. Он подтвердил, что новые качественные оригинальные запчасти стоят в несколько раз дороже сертифицированных, но бывших в употреблении.
«Новая подушка может стоить 100 тыс. рублей, не думаю, что их используют повторно, если она выстрелила, ее обратно уже не вставить. Думаю, процент их использования невысок, — рассуждает Пархоменко в беседе с Autonews.ru. — А вот рулевое управление, тормозные системы, выпускную систему можно использовать. Особенно если такие запчасти демонтированы с автомобилей с небольшим пробегом. То же самое с газобаллонным оборудованием. Его можно снять и переставить, никакой проблемы нет. Понятно, что если такое оборудование старое и ржавое, то никто не будет его себе устанавливать. Нет никакого смысла отъездить на нем немного и снова тратиться на новое оснащение».
Пархоменко привел несколько примеров по стоимости новых оригинальных и б/у запчастей. «Рулевая рейка для внедорожника, б/у от автомобиля с небольшим пробегом будет стоить около 10-20 тыс. рублей в зависимости от производителя, — рассказал эксперт. — Контрактные запчасти к нам привозят из-за рубежа, они хорошего качества с высоким ресурсом. Как правило, они от автомобилей, которые проехали по 20-40 тыс. км. У той же рулевой рейки ресурс под 200 тыс. км. На внедорожниках Toyota, например, они служат 250 тыс. км и даже больше, если эксплуатировали автомобиль на хороших дорогах. А новая деталь может стоить и 80-100 тыс. рублей. Порядок цен может отличаться в несколько раз. Еще большая «вилка» у запчастей для немецкой тройки. Например, вот в BMW нужно заменить ступицу. Новый оригинальный подшипник будет стоить под 150 тыс. рублей. Проще купить б/у с разборки с небольшим пробегом за 30 тыс. рублей».
Эксперт обратил внимание на то, что в документе отсутствует определение бывшей в употреблении запчасти: «Вот я купил в магазине тормозной диск, принес домой, распаковал. А потом решил свою машину не ремонтировать, продать. И каков статус моего диска — он по сути новый, но уже бывший в употреблении».
Также Пархоменко опасается, что для регулирования рынка власти могут принять решение о полном запрете импорта и продажи бывших в употреблении запчастей, которые привозят в Россию из-за границы. В таком случае, по его оценке, проблемой могут стать низкокачественные новые запчасти — например, из Китая.
«Сейчас сфера ремонта практически не зарегулирована, ее управляет рынок — если водителю где-то оказали плохую услугу, он на такой сервис просто больше не вернется, — отметил Пархоменко. — Определить, новая стоит запчасть на автомобиле или б/у сейчас просто невозможно. Но зато можно просто запретить импорт и продажу таких запчастей — свою задачу власти решат. По факту пострадают разборки, которыми, например, живет весь Дальний Восток. Пострадает и рынок переоборудования — сейчас из б/у автомобилей, например, делают автодома, специализированный транспорт для перевозки грузов».
Подняли эксперты вопрос и возможного роста стоимости страховки автомобилей, однако представители Российского союза страховщиков (РСА) от выступления отказались.
В свою очередь президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин вовсе уверен, что документ в текущем виде просто не заработает, в противном случае большинство СТО просто уйдет в тень, потому что водители не захотят платить огромные деньги за ремонт. Он назвал документ сырым и «требующим доработки». Шапарин заявил, что третий пакет изменений может в том числе полностью остановить масштабную госпрограмму поддержки газификации транспорта.
«О том, что может остановиться программа газификации автотранспорта мне рассказывали в «Газпроме», — поделился представитель Национального автомобильного союза. — Так, изменения запрещают использование б/у газовых баллонов, которые спокойно проходят поверки на протяжении 20 лет».
В ЕЭК на запрос Autonews.ru не смогли ответить, когда именно может вступить в силу такое изменение. Также не стали отвечать на вопрос о контроле и санкциях за возможные нарушения. Там лишь уточнили, что учтут комментарии бизнес-сообществ, научных и общественных организаций, иных заинтересованных лиц. При этом близкий к организации источник отметил, что санкции могут назначить только на уровне национального законодательства.
Начальник управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Роман Мишуров подтвердил, что проверить, новая запасть установлена в автомобиле или б/у, практически невозможно. «В ГИБДД готовы к диалогу. Мы видим, что ситуация в стране и мире не лучшая, если машина стоит 600 тыс. рублей, а ее ремонт — 100 тыс. рублей, то это скажется негативно на водителях. Наше мнение мы направили в Минпромторг и ЕАЭС», — сказал Мишуров.
Представители ФГУП НАМИ в свою очередь напомнили, что разработка самого техрегламанта началась в 2010 году, а приняли его в 2015 году. Из чего можно было сделать вывод, что спешки в принятии поправок нет. Начальник отдела технического регулирования департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Дмитрий Коротаев также заявил, что пока пакет поправок находится в режиме разработке — его авторы собирают отзывы. Представитель Минпромторга подчеркнул также, что все изменения должны будут распространяться только на автопроизводителей. Как уточнили в Национальном автомобильном союзе, в Минпромторге имеют ввиду тех производителей, которые специализируются на различных переделках — например, автодомах. А также тех, кто создает новые единичные экземпляры с использованием б/у запчастей. Однако в НАС уверяют — документ оформлен так, что затронет все СТО.
«Именно автопроизводители должны будут обеспечить невозможность установки снятого компонента, который включен в технический регламент, — заявил Коротаев. — Да, есть умельцы, которые смогут это сделать. Минпромторг будет это обсуждать. То есть требование будет касаться только новых автомобилей с того момента, когда будет принят новый техрегламент и когда это требование вступит в силу».
Примечательно, что в конце дискуссии представитель Минпромторга признал, что запрет на повторное использование газобалонного оборудования ошибочен.
«Газовые баллоны — это верное замечание, я сам задавал этот вопрос коллегам, — этот пункт просто не убрали, они действительно они проходят постоянную поверку в течение 20 лет. И это (наличие этого оборудования в списке запрещенного для повторного использования, — Autonews.ru) неправильно.
В конце дискуссии всем участникам предложили присылать свои пожелания и изменения в документ. В свою очередь представители сервисов попросили точнее определить, что подходит под понятие б/у запчасти — назвать точный срок или степень износа, при которой деталь из новой превратится в подержанную.