Еще больше штрафов и наказаний. Водителям пора готовиться к худшему
Новый свод предложений в «водительскую» часть проекта нового КоАП направили в Минюст эксперты и участники рабочей группы при Общероссийском народном фронте (ОНФ). Об этом Autonews.ru сообщил координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов, возглавляющий рабочую группу. Обширный документ включает множество доработок - часть из них в итоге осталась только в виде предложений, а некоторые направят в виде отдельных предложений. Autonews.ru выбрал самые значимые идеи, у некоторых из которых есть шансы прописаться в новом КоАП.
Сейчас водители получают постановления за превышение средней допустимой скорости на отдельных участках. При этом такой формулировки нет в КоАП — ответственность рассчитывается по такому же принципу, как и с фактическим превышением. Чтобы снять вопросы к законности такого наказания, это понятие предлагают прописать отдельно.
«Под фактической скоростью движения понимается скорость автомобиля в локальной зоне контроля либо его средняя скорость на протяженном участке, равная отношению длины контролируемого участка ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка», — уточнили в рабочей группе.
Сейчас суды нередко отменяют выписанные постановления, поскольку в них не указано конкретное временя и место нарушения.
Если водитель получит неправомерный или ошибочный штраф, то выписавшее это постановление должностное лицо предлагается наказывать, а именно штрафовать на 20 тыс. рублей. Речь идет о ситуациях, когда, например, на фотоматериалах отчетливо видно, что машина едет на эвакуаторе, а ее владелец получает постановление за превышение скорости. Если же такое решение повлекло для автовладельца крупный ущерб, на что регулярно жалуются руководители крупных автопарков, то штраф предлагают поднять уже до 50 тыс. рублей.
Также в качестве дополнительного или альтернативного наказания предлагают рассмотреть дисквалификацию — запрет провинившимся невнимательным физлицам в течение года занимать определенную должность.
Пострадавшему из-за чужих ошибок автомобилисту считают нужным компенсировать все расходы, связанные с юридической защитой, а также моральный вред. Сейчас эти выплаты можно получить только в рамках отдельного делопроизводства по гражданскому иску. Размер выплат соразмерен штрафам должностному лицу: 20 тыс. рублей и 50 тыс. рублей соответственно. Выплачивать их, по мнению членов рабочей группы, следует из бюджета субъекта.
«Рассмотрение таких дел о компенсации морального вреда незаконным административным преследованием тянется годами, что причиняет страдания невиновным, — говорится в пояснениях к предложениям. — А 20 тыс. рублей — средняя цена затрат на представление интересов незаконно или необоснованно привлеченного лица в суде».
Эксперты хотят утвердить периодичность штрафов за длящиеся нарушения, которые могут приходить с камер. Главным образом за езду без полисов ОСАГО и без диагностической карты. Так, водителей уже давно пугают введением фотофиксации таких нарушений и определены размеры штрафов — 800 рублей за езду без ОСАГО и 2 тыс. руб. за езду без техосмотра. Однако пока в КоАП не прописана периодичность, с которой водители будут получать такие «письма счастья»: за проезд под каждой камерой или раз в сутки. Эксперты предложили выписывать постановления только раз в 24 часа с момента первой фиксации.
В ближайшее время многие нарушения ПДД граждане смогут фиксировать при помощи мобильных телефонов по всей России. Так же, как это сейчас происходит в Москве: на базе приложения «Помощник Москвы» разрабатывается глобальное приложение под тестовым названием «Народный инспектор». При этом многие водители считают такую автоматическую фиксацию незаконной и приводят доводы Верховного суда, который назвал ряд требований, при соблюдении которых съемку нарушений на различные устройства можно считать автоматической.
Авторы поправок разработали свой вариант порядка фиксации нарушений ПДД при помощи мобильных устройств. Они предлагают разграничить понятия ручной фиксации (например, когда нарушение фиксируют при помощи мобильных телефонов или видеорегистраторов и оператор или гражданин сам выбирают объект для съемки) и автоматической. В таком случае претензии к формулировкам должны исчезнуть.
«Состав административно-правового нарушения в случае фиксации, например, неправильной остановки и стоянки — это не наличие госномера в кадре и не расположение автомобиля по неким координатам, а нарушение требований знаков и/или разметки. Это, безусловно, определяет именно оператор носимого технического устройства с функцией фиксации», — говорится в комментариях к таблице предложений.
После голосования членов рабочей группы это предложение исключили из списка идей для Минюста. Однако, по данным Autonews.ru, подобное предложение все-таки поступило в ведомство от других активистов.
Регистраторы хотят приравнять по правам к мобильным телефонам и расширить виды нарушений ПДД, которые можно будет фиксировать с их помощью, в том числе в движении. Например, непристегнутый ремень, проезд на красный, несоблюдение разметки и непропуск пешеходов, нарушения при проезде перекрестков и маневрировании и многие другие. Главное, чтобы в работу регистратора никто не вмешивался и не вносил изменения в готовую съемку.
Эта идею после обсуждения также исключили из свода предложений для Минюста.
Такие спорные понятия, как «газон» и «зеленые насаждения», которые водители иногда просто не могут отличить от обычной парковки, предлагают прописать максимально точно, чтобы избавить автомобилистов от сомнительных штрафов.
«Неблагоустроенные участки без твердого покрытия есть даже на территории Москвы в частном секторе, не говоря о том, что большинство сельских поселений в стране в принципе имеют ограниченное твердое покрытие, с большими площадями, покрытыми дикорастущей травой. Считаем правильным дать определение указанного понятия с необходимыми и достаточными признаками», — объяснил активист.
Владельцам автомобилей, которые эвакуировали на специализированную стоянку, а там повредили, предлагают выплачивать компенсацию в 10 тыс. рублей из бюджета. Эту сумма будет служить «бонусом» к той, что водитель получит в виде покрытия ущерба.
Некоторые виды транспорта вообще предлагается запретить эвакуировать — в случаях если задержание приведет к порче груза или самого транспортного средства. Речь тут о грузовиках, в которых могут быть скоропортящиеся товары, или наполненных бетономешалках.
Согласно новой редакции КоАП от самого Минюста, за брошенный на придомовых территориях и улицах автохлам владельцев хотят сначала предупреждать, а потом штрафовать на сумму от 1 тыс. до 3 тыс. рублей.
Предложенные формулировки довольно расплывчаты и не позволяют точно определить, что же перед вами: разбитый брошенный автомобиль или же ожидающая ремонта машина. Поэтому авторы поправок в проект предлагают исключить оформление штрафа в случае, если автовладелец сможет доказать, что ожидает оценки возмещения от страховой компании или же ждет поставки запасных частей.
«Желательно предоставить владельцу такого поврежденного ТС возможность хранить его недалеко от дома на срок до двух месяцев без наложения санкций», — считают авторы идеи.
В случае незначительных нарушений ПДД, которые водители совершают, как правило, без умысла, инспекторам ГИБДД предлагают воздержаться от штрафов и ограничиться предупреждением.
Например, если во время плохой погоды госномер оказался залеплен грязью. В таких случаях штрафы предлагают оформлять лишь при повторной фиксации за определенный период времени. Ввести повторность хотят и для случаев, когда водитель случайно забыл права и это выясняется при рядовой проверке, а не при совершении нарушения.