Лето-2020: с какими проблемами столкнутся российские автомобилисты
После прохладного мая с рекордным количеством осадков в Центральный регион приходит настоящее лето. Дневная температура уже преодолела порог 25 градусов, а столичный ЦОДД выпустил советы на тему подготовки машины к летнему сезону. Помимо очевидных рекомендаций сменить шины и проверить тормоза, существует целый набор менее очевидных рекомендаций о том, на что стоит обратить внимание прямо сейчас.
По многолетней статистике «Яндекс.Пробок», апрель и май всегда относились к разряду месяцев с самой высокой загрузкой дорог, а с приходом лета машин становилось заметно меньше. В 2020-м все пошло иначе — после объявления карантина в апреле и мае автомобилей было меньше, чем в период новогодних праздников, а в начале июня на дороги стали возвращаться уже забытые заторы.
Во-первых, постепенно открываются торговля и сфера услуг, а люди начинают возвращаться в офисы и на рабочие места. Во-вторых, массовых отпусков этим летом не будет, потому что ехать особенно некуда, а экономическая ситуация и отсутствие накоплений не слишком располагают к отдыху. Поэтому на дорогах этим летом будет все больше машин, и водителям вновь придется вспомнить навыки планирования поездок. Столичный ЦОДД заявил, что увеличение числа машин на 15% после снятия ограничений вернет на дороги восьмибалльные пробки.
Любой здравомыслящий человек понимает, что малолетних пассажиров нельзя запирать в машине, но ежегодно во всем мире от жары и удушья в автомобилях погибают десятки детей. Летом эта проблема особенно актуальна — воздух внутри автомобиля на солнце почти мгновенно нагревается, а система вентиляции при выключенном зажигании не функционирует. Еще раз: оставлять в машине детей нельзя даже на три минуты, и дело тут вовсе не в штрафах. Хотя они тоже есть.
С 2017 года ПДД прямо запрещают оставлять в транспортном средстве на время стоянки ребенка в возрасте младше семи лет без совершеннолетнего. Такое действие наказывается как нарушение правил стоянки и в Москве штрафуется суммой 3000 рублей. Но если ребенок пострадал, виновника привлекут уже к уголовной ответственности по статье об оставлении в опасности, которая подразумевает штраф до 80 тыс. руб. или тюремное заключение сроком на один год. Причем уголовную статью можно применить вне зависимости от возраста ребенка.
В инструкции к любому автомобилю указано, что проверять давление нужно на холодных шинах, потому что оно зависит от температуры. Если накачать летние шины после замены зимних в холодном боксе шиномонтажа в середине весны до номинальных значений, то после поездки по трассе давление в них будет выше на одну-две десятых атмосферы, а в жаркий летний период увеличится еще сильнее.
В среднем каждые 10 градусов температуры воздуха меняют давление в шине на 0,1 бара, а на перегретом до 50 градусов асфальте оно увеличится еще больше. Серьезной беды при такой корректировке не будет, но с перекачанными шинами автомобиль точно станет менее комфортным, начнется повышенный износ самих шин и элементов подвески. Заметным может стать ухудшение управляемости и тормозного пути, поэтому в жару стоит как минимум проверить давление.
Птичий помет на кузове вовсе не так безобиден, как кажется. Засохший помет очень трудно оттереть не только с кузова, но и со стекла, а в составе он содержит вредную для лакокрасочного покрытия щелочь. Особенно опасно попадание помета на места с поврежденной краской и очагами коррозии. Риск получить загрязнение велик при парковке под деревьями и электрическими проводами.
Убрать птичьи следы с кузова нужно как можно скорее. Вода поможет только в случае свежего помета, а очистить засохший не получится даже с тряпкой. Сделать это можно при помощи специальных химических средств либо народными методами. Например, с пометом хорошо справляется обильный водный раствор соды.
Еще одна весенне-летняя проблема — обильное цветение растений с покрытием кузова слоем пыльцы или каплями липкой смолы, к которой немедленно пристает и другая грязь. Если легкую пыльцу может смыть даже дождь, то со смолами дело обстоит хуже, и их не всегда получается отмыть даже пеной на мойке. Особенно большое количество смол содержат почки тополя, каштанов и липы.
Локальное загрязнение можно отмыть спиртосодержащими жидкостями либо специальной химией. А на городских мойках придется мыть автомобиль тщательнее, давая моющей пене чуть больше времени на кузове. То же касается и моек самообслуживания — смывать пену нужно не сразу, чтобы она успела растворить смолу.
Главный природный враг автомобиля на трассе — насекомые, которые разбиваются о ветровое стекло и очищаются с большим трудом. На скорости насекомое почти мгновенно высыхает, и справиться с ним не могут ни очистители, ни вода. В обычной воде нет никаких моющих средств, поэтому «дворники» будут лишь беспомощно размазывать загрязнение по стеклу.
Именно по этой причине после окончания зимы в бачок омывателя нужно заливать не воду, а летнюю омывайку. В состав таких жидкостей входят моющие поверхностно-активные вещества и спиртовые растворители, которые куда эффективнее отмывают и жировые соединения, и смолы растений. То же касается следов птичьего помета, а также пятен дорожного битума или мазута. Жидкость нетрудно приготовить самому, разведя в воде моющее средство для посуды в пропорции 1 мл средства на 1 литр воды.
Классическая летняя неисправность — перегрев двигателя с закипанием охлаждающей жидкости. Самая банальная причина — неисправность вентиляторов радиатора. В числе других причин — неправильная работа термостата, непроходимость радиатора или трубок, проблемы с электрическими компонентами и датчиками температуры. Результат перегрева — обездвиженный автомобиль с перспективой очень затратного ремонта.
По статистике службы техпомощи МЭТР, летом до 7% вызовов связаны именно с перегревом двигателя. Чтобы избежать проблем на машинах почтенного возраста, нужно постоянно контролировать уровень антифриза и следить за температурой на приборной панели. Вполне рабочим при повышении температуры остается старый способ включения отопителя на максимальный режим работы, что поможет отвести часть тепла и позволит убрать машину с дороги.
О неисправности или слабой производительности кондиционера водители чаще всего узнают только с приходом по-настоящему жарких дней, потому что раньше им либо не пользовались, либо его возможностей вполне хватало на осушение воздуха. Помимо явных неисправностей электрической части или муфты кондиционера проблема может быть в падении давления рабочего газа в системе, и в этом случае все работает штатно, но нормально не охлаждает.
Потеря давления — несложная проблема, которая решается перезаправкой кондиционера на сервисной станции. Но стоит иметь в виду, что современным автомобилям обслуживание системы кондиционера не требуется, а падение давления или утечка газа могут говорить о том, что в системе кондиционирования есть более серьезные проблемы.