Назад в 2000-й: бензин по 7 рублей, строительство ТТК и массовые иномарки
Для автопрома России этот период ознаменовался покупкой автомобильных предприятий крупными бизнесменами и увеличением пошлин на импорт транспорта. Кроме того, именно с 2000 года иностранные концерны стали предпринимать первые шаги по организации сборки своих моделей в России.
В 2000 году в экономике России отмечался рост ВВП на 10%. В этот год производство автомобилей в стране увеличилось на 23% по сравнению с 1999 годом, было собрано 969 240 автомобилей. Автомобильные предприятия плавно выходили из кризиса.
Почти одновременно после президентских выборов 2000 года автомобильными заводами заинтересовались два металлургических холдинга — «Северсталь» Алексея Мордашова и «Сибирский алюминий» Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. В результате переговоров к началу 2001 года «Северсталь» получила контроль над Ульяновским автомобильным заводом и Заволжским моторным заводом. Тогда как «Сибирский алюминий» почти в те же сроки приобрел Горьковский автомобильный завод и ульяновский завод «Волжские моторы».
В 2000 году в России вовсю шли переговоры сразу нескольких иностранных автоконцернов с российскими автокомпаниями по поводу организации сборки иномарок внутри страны. Иностранные концерны стали приобретать акции российских заводов, и уже в первой половине 2000 года на московском предприятии «Автофрамос» было выпущено около 1000 автомобилей Renault. В Калининграде также продолжалась сборка BMW. На ЕлАЗе собирали седаны Opel Vectra, по итогам 2000 года завод покинули 252 машины. За первое полугодие 2000 года рост объемов продаж автомобилей иностранного производства только через официальных дилеров составил 8%.
Рост рынка автомобилей был обеспечен за счет продукции новых автосборочных предприятий и за счет импорта. На всех конвейерах АвтоВАЗа в 2000 году было собрано 708 373 автомобиля, из них на экспорт ушло 99 тысяч. Компания продавала свои модели в Сирию, Алжир, Египет, а также подписала соглашение на сборку в Эквадоре. На экспорт были отправлены первые модели Lada, соответствующие нормам «Евро-3». В этом же году АвтоВАЗ подписал соглашение о создании совместного предприятия с американской General Motors. Председатель совета директоров российского завода Владимир Каданников тогда назвал прошедший год «лучшим для автозавода за последние шесть лет».
Московское международное мотор-шоу (МИМС) ежегодно проходило на Красной Пресне. В 2000 году многие западные автопроизводители отказались от участия в мероприятии. Западные автокомпании высказали претензии к организаторам выставки — дороговизна площадей, громкая музыка на стендах, мешающая спикерам на пресс-конференциях, а также неудачное время проведения выставки. Отсутствие знаменитых иностранных фирм в 2000 году было компенсировано отечественными производителями. Всего в шоу в тот год приняли участие 500 компаний из 40 стран.
За первое полугодие 2000 года цена на самое популярное автомобильное топливо выросла на незначительные 2,1%. Однако уже в сентябре бензин подорожал на целых 27%. Это произошло из-за роста цен на нефть во всем мире. Еще одной причиной скачка цены аналитики называют отсутствие ограничений на экспорт нефти из России. Нефтяные компании в тот год отправили большие объемы топлива на экспорт, не обеспечив в достаточной мере сырьем российские нефтеперерабатывающие предприятия.
Только к концу декабря 2000 года цена на топливо начала снижаться. Средняя стоимость бензина АИ-92 двадцать лет назад составляла 7,5 руб. за литр, чуть более «чистый» бензин под маркировкой АИ-95 стоил 8,5 руб. за 1 литр.
В 2000 году протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием увеличилась на 42 тыс. км и составила 361 тыс. километров. Однако 171 тыс. км дорог оставалась дорогами с переходным и низшим типами дорожных покрытий. Еще 146 тыс. км дорог России оставались грунтовыми (16% от общей протяженности дорог).
В 2000 году продолжилось начатое еще в 1966 году строительство дороги «Амур» от Читы до Хабаровска. Было принято решение о достройке дороги, так как 800 км трассы еще вовсе не существовало, а значительная часть ранее построенного уже пришла в негодность. Из глобальных проектов — в 2000 году также продолжилось строительство московского Третьего транспортного кольца.
В 2000 году начали развиваться сети АЗС, главным образом за счет активного строительства новых станций бизнесменами федерального и местного уровней. Остальные виды придорожного сервиса, такие как точки питания, мотели, автосервисы и техпомощь, все еще были недостаточно развиты. Существенно ниже плотность и качество инфраструктуры возле дорог были в восточных регионах России.
В 2000 году на рынок впервые вышел среднеразмерный корейский кроссовер Hyundai Santa Fe. Автомобиль был создан на платформе седана Hyundai Sonata. Свое название кроссовер получил в честь города Нью-Мексико. Машина сразу же после начала продаж стала настолько популярна, что порой концерн Hyundai не справлялся со спросом. В первый год производства Santa Fe был предложен с двумя двигателями (2,4 и 2,6 л) и двумя коробками передач на выбор (МКПП и АКПП). В стандартной комплектации предлагался передний привод, но за доплату можно было выбрать и полный. За пределами США клиентам также предлагали дизельный мотор объемом 2,0 литра. Корейский кроссовер стал прямым конкурентом автомобилям Ford Escape и Mazda Tribute.
На сегодняшний день в иерархии кроссоверов компании Hyundai модель Santa Fe занимает второе место после самого крупного кроссовера Hyundai Palisade и по праву носит титул субфлагмана корейской компании. Второе поколение автомобиля появилось уже в 2006 году.
В 2000 году на европейском рынке появился компактный городской автомобиль Kia Rio. Первое поколение модели выпускалось в кузовах седан и универсал. На момент запуска машина получила два мотора на выбор — 75-сильный двигатель объемом 1,4 л и 97-сильный мотор объемом 1,6 литра. В качестве трансмиссии можно было выбрать как «механику», так и автоматическую коробку. В Россию на момент запуска привезли только младшую версию модели.
В 2003 году Kia Rio обновился, а уже в 2005-м вышло второе поколение автомобиля. С 2010 года машина собирается в России, на калининградском заводе «Автотор». В 2011 году вышло третье поколение городской модели, а в 2017-м — четвертое, сборка которого была налажена на корейском заводе в Санкт-Петербурге. За годы своего существования автомобиль хорошо зарекомендовал себя в нашей стране и уже много лет входит в топ-25 самых популярных машин России.
В 2000 году японская Toyota представила новый кроссовер на платформе Toyota K. Автомобиль Toyota Highlander впервые показали в апреле 2000 года на автосалоне в Нью-Йорке. Машина предлагалась для активных клиентов возрастной группы 20–30 лет как альтернатива более крупной и дорогой модели Toyota Land Cruiser.
Автомобиль на момент запуска комплектовали двумя двигателями на выбор — 2,4-литровым мотором мощностью 155 лошадиных сил и 3,0-литровым агрегатом мощностью 223 лошадиные силы. Новинка стала конкурентом таким машинам, как Ford Explorer, Mitsubishi Pajero и Nissan Patrol.
Второе поколение автомобиля с более мощными моторами (2,7 и 3,5 л) вышло только в 2008 году. Третье поколение кроссовера показали в 2013 году, тогда же появилась возможность приобрести семи- и восьмиместную версии машины.