Новые штрафы — 2021: что ждет автомобилистов. Таблица
Минюст опубликовал изменения проекта нового КоАП, которые коснутся каждого автомобилиста. В доработанной версии документа от идеи увеличить размер ответственности за уже прописанные в КоАП нарушения отказались.
«В законопроекте решено сохранить размеры административных штрафов в пределах, в целом не превышающих установленные в настоящее время КоАП», — объяснили в Минюсте при публикации документа.
Такое решение было принято после критики из-за резкого повышения штрафов, которая обрушилась на ведомство сначала со стороны водителей, а потом и правительства. В новой редакции ответственность за уже прописанные в КоАП нарушения действительно не подняли, зато придумали новые — до 50 000 рублей. Разбираемся, за что и на сколько на самом деле собираются штрафовать автомобилистов.
В КоАП появилась новая статья 16.10 «Нарушения требований в области благоустройства территории, совершенные с использованием транспортных средств». Сейчас сфера, связанная с нанесением ущерба городской среде, регулируется в основном на местном уровне — наказание и размер ответственности устанавливают муниципалитеты. Однако соблюдение правил контролировать не получается, поскольку во многих регионах за нарушения просто никого не штрафуют. Новая норма КоАП позволит легко восполнить этот пробел.
Согласно предложенным изменениям, оставление в нарушение установленных требований благоустройства территории разукомплектованных и (или) брошенных автомобилей повлечет предупреждение или штраф от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. Речь идет о так называемом штрафе за «автохлам».
Чтобы было яснее, какие машины можно отнести к этому понятию, в Минюсте прописали примерное определение разукомплектованных автомобилей. Это «транспортные средства, у которых отсутствуют одна или несколько кузовных деталей, предусмотренные конструкцией: капот, дверь, замок двери кузова или кабины, запор горловин цистерн, пробки топливного бака. И/или отсутствуют одно или несколько стекол, внешних световых приборов, колес, шин, а также сгоревшее транспортное средство». Уточнений о том, что считать «брошенными» автомобилями, в КоАП пока нет.
Появилась в КоАП и ответственность за мойку транспортных средств в запрещенных местах: за это будут наказывать штрафом от 1 тыс. до 2 тыс. рублей.
Остановка на газонах, цветниках и иных территориях, занятых зелеными насаждениями, равно как и проезд транспортных средств по этим объектам, повлечет штраф от 1,5 тыс. до 4 тыс. рублей. В случае фиксации этих административных правонарушений в автоматическом режиме специальными техническими средствами (наподобие приложения «Помощник Москвы»), последует штраф в 2 тыс. рублей.
За остановку, парковку, проезд по детским игровым и спортивным площадкам выпишут штраф от 2 тыс. до 5 тыс. рублей. А при автоматической фиксации пришлют постановление на 2,5 тыс. рублей.
Законодатели изменили порядок статей, и теперь вся «водительская» часть КоАП сосредоточена в ст. 21. Согласно изменениям, в статью об отказе от прохождения медицинского освидетельствования введена отягчающая часть — наличие в автомобиле несовершеннолетнего.
Нарушение | Размер штрафа, руб. |
Брошенный автохлам | от 1000 до 3000 |
Мойка автомобиля в неположенных местах | от 1000 до 2000 |
Парковка и передвижение по детским и спортивным площадкам | от 2000 до 5000. При автоматической фиксации 2500 |
Отказ от прохождения медосвидетельствования при наличии в автомобиле несовершеннолетнего | 50 000 рублей и лишение прав на срок от двух лет до трех лет |
Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения по-прежнему будет наказываться штрафом в 30 тыс. руб. и лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок от 1,5 до 2 лет. Но если в автомобиле при этом находился несовершеннолетний в возрасте до 16 лет, водителя оштрафуют на 50 тыс. руб., а прав лишат на срок от 2 до 3 лет.
Такую идею в Минюсте включили в проект КоАП с подачи Госавтоинспекции. Глава ведомства Михаил Черников весной прошлого года не раз заявлял о том, что ответственность для водителей, перевозящих в автомобиле детей, должна быть выше. Также в ведомстве предлагали снизить рекомендованную скорость передвижения для тех автомобилей, в которых везут детей. Но пока эта идея осталась на уровне предложений.
В ст. 2.12. расписали особенности привлечения к административной ответственности собственников автомобилей — речь идет о нарушениях правил оплаты проезда по федеральным трассам водителями крупногабаритных автомобилей, а также о нарушениях в сфере благоустройства.
Самая важная ее идея в том, что в случае фиксации ряда нарушений в автоматическом режиме отвечать в любом случае придется владельцу машины. Однако собственников предлагается освобождать от ответственности, если он сможет доказать в своей жалобе, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица. Это уточнение будет актуально для юридических лиц, которых в Москве за парковку на газонах штрафуют строже, чем физических. Ведь не исключено, что ряд регионов последует примеру столицы.
При этом в КоАП подробно прописали требования к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фотосъемки, видеозаписи. А также установили нормы для полученных с их помощью материалов. Изменения должны стать базой для запуска в дальнейшем федерального приложения с рабочим названием «Народный инспектор».
Сейчас в столице работает мобильное приложение «Помощник Москвы», с помощью которого граждане могут фиксировать на свои мобильные телефоны ряд грубых нарушений ПДД. Например, парковку на газоне. Как обещал глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов, федеральное приложение создадут именно на базе «Помощника Москвы».
В КоАП указано, что федеральное программное обеспечение станет частью Единого портала госуслуг, то есть фиксировать нарушения смогут только прошедшие там регистрацию пользователи. Порядок фиксации, обработки и направления информации об административных правонарушениях с использованием специализированного программного обеспечения будет дополнительно определять правительство.
Внесенные в КоАП изменения не окончательные. В Минюст уже поступило множество предложений от экспертов и участников рабочей группы при ОНФ.
Например, не исключено, что в проект добавят ответственность за опасное вождение, пропишут возможность конфискации автомобиля до момента уплаты штрафа за езду в нетрезвом виде или отказ от медосвидетельствования в размере 30 тыс. рублей. Кроме того, недавно Ассоциация производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» направило в Минюст предложение добавить в КоАП понятие средней скорости и штрафов за ее превышение.
На каждое предложение в Минюсте должны дать отзыв. После чего документ отправится на рассмотрение в правительство, а потом — в Госдуму. В случае принятия документ должен вступить в силу с 1 января 2021 года.