Что делать с машиной после COVID-19. Инструкция
В России постепенно ослабляют ограничения, связанные с пандемией коронавируса. Рынки новых и подержанных автомобилей начинают оживать, рубль кажется стабильным, дилерские центры и сервисы во многих регионах открывают двери. Объясняем, что можно и нужно сделать прямо сейчас, а с чем лучше подождать.
В Подмосковье автосалоны и дилерские центры начали работу 25 мая, в Москве их открыли 1 июня. Во многих регионах они и не переставали работать, где-то пока еще закрыты, но вслед за Москвой ограничения наверняка будут снимать и во всех остальных местах. Однако в открытых салонах придется привыкать к новым правилам: носить маски, держать дистанцию и быть готовыми к тому, что часть операций придется выполнять онлайн. Например, выбрать комплектацию и забронировать автомобиль сегодня можно почти у любой марки, а некоторые бренды и дилеры готовы вообще доставить машину прямо к подъезду.
Цены на новые автомобили уже корректировались в марте и апреле из-за колебаний рубля. Подорожание составило от 1 до 15%, но в среднем модельный ряд большинства брендов прибавил около 5% стоимости. В период карантина многие марки заморозили рост цен, однако после выхода из режима изоляции они начнут вновь корректировать цены. Скорее всего, это случится не сразу после открытия салонов, чтобы не отпугнуть покупателей, так что с покупкой в любом случае стоит поторопиться — дешеветь новые автомобили точно не будут.
Большинство автопроизводителей успели продлить гарантию на свои автомобили, если она истекала в период карантина. В большинстве случаев гарантийный срок увеличили сразу на три месяца, но только для тех машин, гарантия которых заканчивалась в марте, апреле и мае. Так, гарантию продлили марки Toyota и Lexus, Hyundai и Genesis, Volkswagen и Skoda, Jaguar и Land Rover. На месяц продлили гарантию на автомобили Lada. Mercedes-Benz ввел трехмесячную отсрочку, но только при условии, что пробег за этот срок не превысит 60 тыс. километров. А вот в BMW, напротив, продлевать сроки не стали.
Актуальную информацию о том, распространяются ли на автомобиль новые гарантийные условия, можно получить на сайте производителя. В любом случае, если поломка произошла до окончания гарантийного срока, который не продлевался официально, стоит попытаться обратиться к официальному дилеру и производителю с требованием устранить возникшие неисправности. При условии соблюдения основных правил эксплуатации автовладельцу, скорее всего, пойдут навстречу.
Как и в случае с гарантией, производители продлили сроки проведения плановых ТО, но при этом установили особые рамки, чтобы не допустить больших перепробегов. Например, российский офис Kia ввел месячную отсрочку, а в компании Geely перепробег увеличили до 1500 км или трех месяцев. В BMW допустили перепробег до 1500 км, после которых посоветовали прекратить эксплуатацию автомобиля.
Mercedes-Benz допустил отклонения от сервисного интервала на срок до 180 дней и 6000 км, а в Volkswagen заявили, что перепробег между интервалами техобслуживания вообще не повлияет на гарантийные обязательства бренда. В любом случае записаться на ТО стоит при первой же возможности — автосервисы заработали почти во всех регионах и уже освоили бесконтактную передачу автомобиля.
Снижение курса рубля и логистические трудности в период карантина грозят повышением цен на рынке запасных частей и расходных материалов. Страховщики ожидают, что первая волна повышения цен придет уже в июне, когда на складах закончатся комплектующие, выкупленные по старому курсу. Именно поэтому тянуть с ремонтом не стоит — запчасти точно не станут дешевле, а сервисные станции вполне могут поднять цены на свои услуги.
Режим изоляции научил участников рынка работать онлайн и заставил отладить процессы описания и дистанционной проверки автомобилей. С июня подержанные автомобили вновь можно будет пощупать руками при покупке, потому что откроются площадки комиссионных магазинов и дилерские отделы трейд-ин. Идеальная схема покупки сейчас — получить максимум информации о выбранных машинах в Сети, а потом осмотреть их лично.
При этом стоит с осторожностью относиться к ценам. Рост цен на новые автомобили уже привел к повышению цен на вторичке, причем если в Москве оно не кажется столь уж существенным, то в некоторых регионах популярные модели подорожали на 30%. Причем интерес к подержанным машинам сейчас растет быстро, и это дает предпосылки к дальнейшему повышению цен. С другой стороны, увеличение предложения может привести и к откату цен, поэтому перед покупкой или продажей стоит хорошенько изучить рынок.
Если речь идет об ОСАГО, то оформлять полис на следующий год раньше срока уже нет смысла. В начале года Центробанк по просьбе страховщиков увеличил границы тарифных коридоров ОСАГО, и весной большинство компаний подняли цены, ссылаясь на кризис. В итоге стоимость полисов поднялась на 10–15%, но всегда остается шанс найти компанию, которая предложит расчет по прежним тарифам.
Ситуация на рынке каско сложнее. Приостановка продаж машин в салонах привела к тому, что новые договоры каско не оформлялись, а от продления старых многие отказались из-за финансовых соображений. Это не значит, что страховщики попытаются компенсировать свои потери повышением цен. Скорее, наоборот, они предложат клиентам более гибкие схемы и тарифы, чтобы стимулировать их купить хоть какой-то продукт. Однако вслед за ростом цен на машины логично будет подниматься и общая стоимость полисов каско.
Самые крупные операторы каршеринга уже заработали в столице, но взять машину на короткий срок по-прежнему нельзя. Разрешена только длительная аренда минимум на 5 дней с фиксированной оплатой и только при наличии оформленного пропуска. Пока в Москве возобновили работу в таком режиме четыре крупнейших оператора, и не исключено, что мелким сервисам в итоге придется свернуть деятельность.
После каждой аренды автомобиль будет исчезать с карты в приложении оператора и отправляться на дезинфекцию. Следить за этим будет ЦОДД при помощи встроенных систем телематики. Парковка на улицах города для пользователей сервиса, как и прежде, останется бесплатной.
Границы России по-прежнему закрыты, так что выехать на машине пока не получится даже в страны Таможенного союза. Премьер-министр России Михаил Мишустин призвал россиян провести отпуск в своей стране, и в большинство регионов сейчас можно проехать без ограничений. Однако популярные морские направления пока открыты не для всех автомобилистов.
Например, тех, кто едет в Крым без путевки или договора аренды жилья, принудительно отправляют в обсерваторы на карантин либо разворачивают на постах. В Сочи курортный сезон начнется 1 июня, когда заработают санатории с медицинской лицензией. Позже должны открыться и крупные отели. Однако добраться до них можно будет только на поезде или самолете. Нет возможности попасть на машине на балтийское побережье Калининградской области, а в самом регионе действуют ограничения на въезд в популярные приморские города.