«Они висят со времен Лужкова». Камера перепутала внедорожник с грузовиком
На досадный штраф за превышение скорости пожаловался Autonews.ru водитель Олег Никулин. Владелец российского внедорожника Tagaz Tager получил постановление о нарушении от 9 мая при поездке по Москве в районе Новорязанского шоссе. Вместо положенных 60 км/ч водитель ехал со скоростью 85 км/ч. Казалось бы, можно заплатить со скидкой всего 250 рублей и забыть о неприятности. Только вот в этот день Никулин никуда не ездил, а на самом постановлении легко было различить грузовик вообще с немного другим номером.
«Я зашел в приложение РосШтрафы, вижу штраф за езду по Жулебинской эстакаде (этот участок считается населенным пунктом, о чем предупреждают таблички, но незнающие об этом водители регулярно получают оттуда штрафы. — Autonews.ru), — поделился Никулин. — Открываю фотографию, вижу грузовик. Очень удивился, присмотрелся, номер совпадает один в один. А вот в регионе есть отличия в одной цифре — у него 198, а у меня — 190. И тут прямо кровь закипела, захотел обжаловать».
Никулин составил жалобу, отправил ее письмом в ГИБДД и теперь ждет ответа от ведомства. Сама ситуация его расстроила: если бы не помощь с составлением документов, пришлось бы ехать лично в отделение.
«Это безобразие, разве нельзя повнимательнее рассмотреть номер? — возмутился автомобилист. — Кажется, что в ГИБДД иногда даже не смотрят на фотографии, просто штампуют постановления. А если бы я ничего делать не стал, в суде бы автоматом отправили приставов списывать с меня долги. У меня ситуация с деньгами сложная, я раньше был водителем на скорой помощи, потом с трудом нашел работу на станции скорой помощи Москвы в техническом отделе. И мне предлагают еще и за кого-то платить. А если бы он еще быстрее поехал? Обжаловать штрафы неудобно. Они прилетают автоматически, но для обжалования надо либо лично ехать и тратить на это полдня, либо писать письмо, отправлять его по почте. Проще заплатить. Но здесь я пошел на принцип, а то так и будут слать штрафы, а я буду платить за какого-то дядю».
Выписанные с неточностью постановления всегда вызывают большой резонанс среди автомобилистов. Однако, как заявил руководитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин, дело тут даже не в том, что ЦАФАПы невнимательно изучают полученные с дорожных камер материалы. Просто пока на дорогах работает слишком много устаревших комплексов, которые считывают информацию с ошибками.
«В случае с водителем налицо неудачное стечение обстоятельств, ведь по номеру автомобиля подтягивается вся информация об автомобиле и его изображение, — сказал эксперт. — В ЦАФАПах, в ЦОДД по-хорошему должны увидеть, что на фото «ГАЗель», а не Mercedes, грузовик, а не легковушка. Тут же у сотрудников замылился глаз. Но ошибочные штрафы — это фундаментальная проблема, в основе которой лежат уже совсем древние приборы. В Москве их вешали еще во времена мэра Юрия Лужкова».
Разработчик камер сравнил устаревающие аппараты с мобильными телефонами и компьютерами, выпущенными в 2010 году: полноценно работать с ними уже нельзя. Так же и с комплексами фотовидеофиксации.
«Технологии рвутся вперед. Какие комплексы проработают бесперебойно в такой агрессивной среде по десять лет? Некоторые из них страшно устарели, они используют старые алгоритмы и выдают высокий процент ошибок. Ведь это не только проблемы с номерами, но и с точными замерами скорости. У наших новых приборов это обычно одна ошибка в госномере на 10 тысяч. И то если цифры затерты или на них грязь, а все фиксируется в темное время суток. Если бы все комплексы на дорогах были современными, работали с использованием нейросетей, самой проблемы с ошибками не существовало бы. А сейчас какая-нибудь ржавая «Стрелка» шлет по одному ошибочному штрафу на 10 постановлений. Посмотрите, сколько висит этих стокилограммовых старых «Ураганов». Поэтому работающие с постановлениями сотрудники испытывают повышенную нагрузку».
Ласкин отмечает, что в плане замен дорожных камер на новые высокоточные аппараты «Москва идет правильным путем» и постепенно выводит из эксплуатации старые устройства. При этом эксперт прогнозирует рост подобных проблем в регионах, ведь именно туда зачастую уходят отвергнутые столицей устаревающие камеры.
«В Москве пишут грамотные технические задания для того, чтобы в конкурсах могли участвовать только профессионалы, и в ближайшие два-три года столица избавится от таких проблем. Но все эти проблемы перейдут в регионы, — утверждает эксперт. — Сейчас такие несовершенные устройства будут продавать в регионах по более низким ценам. А причина в том, что ГОСТ на эти устройства совсем уж необязательный. И нет никакого фактического контроля. Как, к примеру, за качеством бензина на заправках. Нужна отдельная организация, технадзор, который проверял бы точность установки и эффективность работы каждого устройства. И проблема была бы решена».
Член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман назвал этот случай типовой ошибкой распознавания государственного регистрационного знака, которая может случиться у любого комплекса.
«Здесь больше проблема в самом подходе к автофиксации, — отметил эксперт. — Когда на первом месте объем, а не качество. В любом случае каждый материал на обоснованность фиксации и отсутствие ошибок должен проверять инспектор. Будь это хоть одна ошибка на тысячу или на миллион».
Если водителю все-таки пришел ошибочный штраф, оспорить его можно в ГИБДД двумя способами: приехать в отделение лично либо отправить ценное письмо с описью вложений «Почтой России».
«Письмо — это надлежащий способ подачи жалобы, при этом днем подачи считается именно день его отправки, — объяснил в беседе с Autonews.ru адвокат Александр Леманн. — В письме указывается опись всех документов — сколько листов, приложений. Письму присваивается номер, и водитель может отслеживать его получение адресатом».
По словам адвоката, в таких случаях водителям будет несложно составить жалобу самостоятельно: жестких требований к изложению проблемы нет. Достаточно простого объяснения в свободной форме. Водитель должен просто объяснить, с чем именно он не согласен и почему.
«Каких-то особых требований нет. Указывается то, кому подается жалоба, от кого она и по какой причине она составлена, — уточнил Леманн. — Жалобу нужно обязательно подписать. А факт подачи должен быть подтвержден. Так, если жалобу подают лично через производство, канцелярию, экспедицию, на нее должны поставить штамп-отметку с данными о том, когда она принята и кем. Если по почте, водитель должен получить квитанцию с номером заказного письма с описью вложения. И конечно, важно успеть подать жалобу в течение 10 дней».
ГИБДД может отключать камеры, если они вызывают вопросы со стороны водителей. Например, в 2018 году Московское управление ГИБДД уже отключало две камеры на той же Жулебинской эстакаде. Там работали четыре комплекса «Автоураган»: два смотрели в сторону центра, а другие два — в область. Они фиксировали превышение скорости свыше разрешенных здесь 60 км/час.
Водители посчитали, что им приходит по два постановления за одно и то же нарушение. Однако оказалось, что нарушения разные, просто в документах не указывались секунды. «Данный факт не противоречит законодательству, однако вызывает вопросы со стороны участников движения, полагающих, что оба постановления вынесены в одно и то же время», — заявили в ГИБДД.
Тем не менее две камеры отключили с формулировкой об устойчивом снижении аварийности на участке — необходимость в жестком контроле отпала.
Autonews.ru направил запрос относительно качества работы дорожной камеры на Жулебинской эстакаде в ГУ МВД России по Москве.