«Новая машина будет не по карману». У каско в России большие проблемы
Вынужденные выходные дни и режим самоизоляции больно ударили по российскому рынку автострахования. В случае обязательной автогражданки потери ощутимые, но поправимые: у страховщиков остается надежда на восстановление спроса после окончания карантинных мер, потому что эксплуатация автомобиля без ОСАГО в России невозможна.
Куда больше проблем возникло на рынке добровольной страховки — владельцы автомобилей массово отказываются от страхования по каско. Мы пообщались с самыми крупными представителями отрасли и узнали, почему владельцы машин уходят от каско, что привело к такой ситуации и как рынок будет восстанавливаться.
Рынок добровольного страхования сильно зависит от продаж новых машин. Режим самоизоляции и колебания курса доллара стали причинами резкого роста продаж в марте и обрушения автомобильного рынка в апреле, что привело к снижению спроса на каско.
«Дилерские центры закрыты, продажи новых автомобилей, по сути, приостановлены. В этот период страховщики в основном работают над пролонгацией старых договоров каско. Как результат, по итогам года, по разным оценкам, мы ожидаем снижение сборов в сегменте каско в диапазоне от 10 до 40%. В целом по стране по каско застраховано менее 10% официально зарегистрированного автопарка. Как правило, в основном страхуют автомобили, купленные в кредит», — объяснил в беседе с корреспондентом Autonews.ru директор департамента анализа и моделирования «Росгосстраха» Алексей Володяев.
Руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев причинами уменьшения спроса на каско назвал снижение покупательной способности населения, а также временный простой автомобилей на фоне карантинных мер.
«Если в первом квартале 2020 года в нашей компании мы фиксировали прирост на уровне 3%, обусловленный ажиотажным спросом на новые автомобили, то уже в апреле произошло его ожидаемое затухание», — уточнил Княгиничев.
Такого же мнения придерживается заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. По его словам, карантин негативно сказывается на продажах полисов. «Влияет и значительное сокращение продаж новых автомобилей из-за закрытия автосалонов, и потеря работы или части дохода многих россиян», — считает Иванов.
Сегодня страховые компании предлагают свои услуги удаленно. Оформить полис ОСАГО и каско можно не выходя из дома. Если необходим осмотр автомобиля, то представитель страховой приедет сам. По мнению экспертов рынка страхования, такая практика дистанцирования хорошо себя показала и обязательно останется и после снятия режима самоизоляции.
«Из-за ведения ограничений рынок начал активно меняться, компании ищут способы дистанционного обслуживания клиентов. Мы видим, что все наши основные конкуренты, так же, как и мы, стремятся предложить клиентам дистанционные сервисы покупки полисов — либо самостоятельно, либо через агентов. Эти изменения позволят и после карантина общаться с клиентами удаленно, так как это удобно», — уверяет представитель «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.
Восстановление рынка автострахования будет зависеть от того, насколько быстро мировая и российская экономика выйдут из рецессии, которая наступит после снятия режима самоизоляции. По словам представителя «АльфаСтрахования» Ильи Григорьева, чем дольше будет длиться карантин, тем острее будет рецессия.
«Никто не может спрогнозировать этот фактор, однако точно произойдут изменения на рынке каско. Работа с агентами, продажа полисов и урегулирование убытков будут происходить дистанционно и в «цифре», что создаст новые стандарты как для страховых посредников, так и для страховых продуктов, которые станут более простыми, дешевыми и технологичными, что, в свою очередь, позволит увеличить количество застрахованных по каско», — предположил Григорьев.
Временное сокращение трафика из-за ограничений режима самоизоляции сократило число ДТП, кроме того, личный транспорт остается более безопасным по сравнению с общественным. По мнению представителя «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, поэтому его значимость для владельца выше, а значит, он должен быть надежно защищен.
«Да, мы видим, что несколько сократилось количество аварий за счет снижения плотности движения, но при этом в некоторых регионах показатели уже начинают возвращаться к прежнему уровню. Каско защищает машину не только во время передвижений, но и во время стоянки. Ведь автомобиль могут угнать, разобрать на запчасти, повредить его в поисках чего-нибудь ценного, на него может упасть дерево или рекламный щит в непогоду. Поэтому важно покупать полноценное каско, пусть и с франшизой, но защищающее от максимального количества рисков», — рассказал эксперт.
Представители рынка уверены, что в сложившейся ситуации будут набирать еще большую популярность программы с франшизой, а также усеченные продукты, позволяющие сэкономить на страховке. Также большее распространение получила рассрочка платежей при оплате годового договора. Некоторые компании предлагают договор каско на один месяц с дальнейшей ежемесячной пролонгацией.
«Сейчас на рынке представлено немало программ и продуктов, которые позволяют существенно сэкономить на полисе каско. Например, клиенты, редко использующие автомобиль, могут получить скидку на полис. Можно установить лимит в 5–10 тыс. км — от этого зависит скидка. Есть опция, позволяющая заплатить 50% от страховой премии. Аккуратные водители могут рассчитывать на скидку до 30%», — объяснил представитель «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.
Сотрудник «Росгосстраха» Алексей Володяев считает, что автомобилистам стоит присмотреться к предложениям каско, которые включают страховую защиту от наиболее чувствительной в плане материальных потерь части рисков. Например, от хищения и уничтожения машины.
По мнению экспертов страховой отрасли, в 2020 году существенных драйверов рынка, которые смогут изменить ситуацию в лучшую сторону, не появится. Помимо прогнозируемых факторов, таких как распространение продуктов с франшизой, снижение продаж новых автомобилей, ухудшение макроэкономической ситуации, девальвация рубля, на рынок каско будут негативно влиять и последствия пандемии коронавируса.
«По предварительным оценкам, потери сборов во втором квартале 2020 года в сегменте добровольного страхования автомобилей составят порядка 20–25%», — уверен руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
Чуть менее негативный прогноз дает заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. «Рынок будет постепенно восстанавливаться по мере открытия автосалонов и восстановления доходов населения. При этом автомобили будут дорожать, и покупка новой машины будет многим не по карману. Эти люди будут откладывать смену автомобиля до лучших времен, и им будет важно сохранить и защитить ту машину, которая у них уже есть, с помощью каско. К концу года рынок каско в денежном выражении сократится относительного прошлого года на 10–15%», — предположил Иванов.