«Бежишь за ним, а у него есть код». В пропусках обнаружили ошибки
Новая система «Карантин» для проверки автомобилей без пропусков заработала в Москве. Ее цель — помочь сотрудникам ГИБДД заранее выявлять машины нарушителей в потоке и останавливать только нужные автомобили, а не всех подряд. Технология разработана Центром организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы и использует данные более чем с 2500 камер фотовидеофиксации.
Специальное приложение загружают в планшеты, которые недавно получили инспекторы, после чего программа подключается к любой дорожной камере — она в режиме реального времени считывает автомобильные номера и сравнивает изображения с загруженным массивом данных об оформленных пропусках. Если пропуска нет, приложение сразу показывает госномер, марку и модель автомобиля. Чтобы отловить нарушителя в потоке, инспекторы выбирают дислокацию неподалеку от дорожной камеры и быстро останавливают нужную машину. Такое решение существенно экономит время инспекторов и самих водителей, поскольку помогает избежать сплошных проверок и, как следствие, серьезных пробок на въездах в Москву.
Как пожаловались дежурящие на улицах инспекторы, а потом и сами прошедшие проверки водители, система «Карантин» не всегда работает корректно. По словам сотрудников ГИБДД, многие автомобили приложение показывает как незарегистрированные в системе. Однако при остановке водители уверяют, что пропуск оформляли, и предъявляют QR-код.
«Так что получается, что приложение ничего не гарантирует, — рассказали инспекторы. — Определяешь, бежишь за ним, а код есть». О таких же особенностях работы системы сообщили и другие водители, которых останавливали инспекторы ГИБДД.
«У меня непонятная ситуация с пропуском: на «Госуслугах» — есть, на nedoma.mos.ru — нет. Подъехал к посту на въезде в Ясенево, на номер мотоцикла пропуска нет. Проверили QR с «Госуслуг» — есть пропуск», — пожаловался водитель Дмитрий Баиров.
Однако источник Autonews.ru в правительстве Москвы заявил, что претензии к приложению беспочвенны. Там уверены, что инспекторы ГИБДД просто не до конца поняли принцип работы нововведения, из-за чего водители могут получить лишние штрафы.
Так, по словам источника, при оформлении пропусков автомобилисты нередко ошибаются — истории с пропущенными буквами, цифрами и даже полностью неправильными номерами сейчас случаются регулярно. Водители с такими некорректными пропусками ездят по Москве в полной уверенности, что у них все в порядке. Но это не так — ошибка в госномере означает, что пропуска у человека нет. Или есть ситуации, когда водители оформляют пропуска на себя, а машину не указывают и садятся за руль.
«И в 99% случаев, когда «Карантин» видит машину без пропуска, это означает, что водитель не ввел номер машины или сделал это с ошибкой, — объяснил источник. — Инспектор останавливает такие автомобили, а ему водители предъявляют пропуска. Инспектор его сканирует и видит, что пропуск есть и водителя отпускает. И это самый важный момент — получается, что инспектор ГИБДД не до конца делает свою работу. Он должен посмотреть на номер автомобиля и сравнить его с тем, что в пропуске. Для разработчиков это было очевидно. Но не все инспекторы ГИБДД это поняли — это их большая ошибка. Получается, что они не дорабатывают и просто отпускают таких водителей ездить дальше под камерами и собирать штрафы».
Отметим, что в московской мэрии уже пообещали отменить часть штрафов за езду без цифровых пропусков, которые были оформлены с помощью дорожных камер. Речь идет о ситуациях, когда автомобилисты при оформлении пропуска неправильно указали госномер — ошиблись буквой или цифрой. Тем не менее, таким водителям все равно будут приходить постановления. И придется тратить время на их оспаривание.
В дальнейшем разговоре источник в правительстве заверил, что разработанная система не может ошибаться: «Разрешение либо есть — и система видит, что на госномер оформлен пропуск, либо нет — и система распознает, что машина с определенным номером находится на дороге без разрешения», — утверждает он.
Таким образом, случаи, в которых сотрудники ГИБДД не сравнивают госномера в пропусках, источник в правительстве называет недоработкой самих инспекторов и рекомендует внимательнее проверять эти данные. Autonews.ru 13 мая запросил информацию в ГУ МВД России по Москве, а также в департаменте информационных технологий столицы относительно особенностей работы системы «Карантин».
Позже в московской мэрии официально пообещали отменить часть штрафов за езду без цифровых пропусков, которые были оформлены с помощью дорожных камер. Заместитель мэра столицы Максим Ликсутов объяснил, что под амнистию попадут те автомобилисты, которые при оформлении пропуска неправильно указали госномер — ошиблись буквой или цифрой.
«Мы решили отменять такие штрафы, в МАДИ есть для этого законные основания — за малозначительностью. Как мы всегда говорили, никакой цели сбора штрафов у нас нет», — рассказал Ликсутов.
Заммэра уточнил, что сейчас без пропусков по Москве ездят не более 3% автомобилистов. Ликсутов посоветовал водителям до поездки проверять наличие пропуска на автомобиль.
В свою очередь член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru объяснил, что дорожные камеры «понятия не имеют про пропуска», поскольку они выдаются конкретному человеку. В целом он придерживается схожей позиции с источником в правительстве Москвы.
«Личность гражданина камера установить не может. Поэтому камеры просто распознают и фиксируют номера автомобилей. Камеры (сервер в ЦОДД) проверяют не пропуск, а наличие госномера автомобиля в базе тех номеров, которые указаны в пропусках, — сказал эксперт. — И ошибки тут могут быть разные. Например, технические, связанные с распознаванием знаков или с импортом базы. А также может сработать и человеческий фактор — водитель может ошибиться в написании номера. То есть пропуск на человека есть, ему разрешено передвигаться. Но не работает привязка к транспорту».
Даже после разъяснений правительственного источника остается непонятным общий принцип использования властями системы «Карантин». Должна ли она только помогать инспекторам ГИБДД и сотрудникам Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) предупреждать водителей о том, что у них нет пропуска, или же служить инструментом для оформления штрафов в 5000 рублей — ответить на это представители городских властей в беседе с корреспондентом Autonews.ru не смогли.
Так, во время презентации системы руководитель дирекции фотовидеофиксации ЦОДД Евгений Леглер заверял, что сотрудники ГИБДД и МАДИ не будут штрафовать нарушителей, а ограничатся только предупреждениями и разъяснениями. Водителям должны напоминать, что езда без цифрового пропуска грозит штрафом с камер в размере 5000 рублей. По словам представителя ЦОДД, главная цель системы — предотвратить въезд автомобилистов без пропуска в Москву.
«Это не сбор денег с водителей, а разъяснительная работа. Многие давно не выезжали на улицы Москвы, кто-то едет из других регионов и вообще не был знаком с этой историей, — объяснял Леглер. — Лучше, если такого водителя остановят на въезде, все ему разъяснят без штрафа, чем потом водитель получит постановления с камер. Никто их нервировать и штрафовать не будет. Пропуск можно быстро оформить прямо на месте на сайте mos.ru».
В свою очередь заместитель начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве Алексей Диокин тогда же сообщил, что теперь водителей будет информировать о том, что без оформленного пропуска въезд в город чреват штрафом в 5000 рублей, который придет с камер.
Однако еще во время презентации инспекторы ГИБДД смогли определить водителей без пропусков и начали выписывать протоколы по ст. 3.18.1 КоАП Москвы за нарушение режима самоизоляции.
«Мы договаривались с ГИБДД, что будут только предупреждения, — удивился Леглер. — Я не знаю, почему они оформили штрафы, это лучше выяснять у них». Вопрос об этом Autonews.ru также направил в ГУ МВД России по Москве 13 мая.