«Поцарапал — и ладно». Машины перестали ездить в сервис
Автосервисам разрешили работать и продавать запчасти для автомобилей, соблюдая меры по предотвращению распространения инфекции COVID-19. Владельцы станций должны обеспечить работников масками, перчатками и провести тесты на коронавирус при необходимости. Что касается приемки автомобилей, то она, как и передача после ремонта, должна быть максимально безопасна для клиентов и работников сервиса, а лучше — без контактов людей друг с другом.
Представители сферы услуг по ремонту автомобилей рады тому, что чиновники не запретили им работать. Мы побеседовали с представителями отрасли и узнали, чего они боятся, какие меры защиты принимают и почему ремонт автомобилей сейчас не пользуется популярностью у граждан.
В беседе с корреспондентом Autonews.ru технический директор «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев рассказал, что его автосервис не прекращал работать из-за коронавируса, потому что прямого запрета на работу организаций такого типа со стороны властей не было.
«Мы работали весь март, весь апрель, работаем и в мае. Конечно, меры предосторожности соблюдаем. Перед началом карантина собрали весь коллектив, объяснили, что все по желанию: хотите — работайте, не хотите — сидите дома. Сам оклад у мастеров небольшой, все работают на процент. Есть и те, кто посидел дома три дня. Один сотрудник у нас сидит дома уже полтора месяца — это его выбор, все добровольно. Тех, кто выбрал работу, мы попросили ограничить общение с людьми, только семья и работа, поэтому приходят каждый день одни и те же люди, замкнутый коллектив. Но мы, конечно, не можем проконтролировать персонально каждого. Надеемся на здравый смысл», — объяснил Дементьев.
Сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова считает, что с 12 мая работа автосервисов изменится. Потому техцентры начнут проявлять инициативу и звать клиентов на ремонт. При этом автосервисы ее сети готовы выполнять все требования московских властей по предотвращению распространения коронавируса. «Мы начнем звонить клиентам, приглашать в сервис. Будем запускать людей в приемку по одному. Лучше, конечно, если клиенты будут ждать на улице, но возможность держать в приемке одного человека у нас есть. Маски тоже есть, если клиент без маски приехал, мы поделимся. У нас уже действует бесконтактная приемка. Людей записываем так, чтобы клиенты не пересекались между собой», — объяснила Турсунова.
Предпринимательница рассказала, что в ее сервисах температуру измеряют не только сотрудникам перед началом работы, но и клиентам. «Наш актив — это наши сотрудники, поэтому их безопасность для нас очень важна. Работать гораздо лучше, чем простаивать, мы будем выполнять все правила, несмотря на расходы на маски, перчатки, тесты», — пояснила наша собеседница.
Собеседники выразили сомнения в том, что после 12 мая в автосервисы хлынет поток клиентов. В апреле выручка у техцентров, которые продолжали работать, снизилась минимум на 40%.
«Не думаю, что кто-то ломанется в автосервис после 12-го. Проблема в том, что у людей нет денег. В апреле поток клиентов сократился на 40%. Если раньше человек приезжал с царапиной и просил закрасить, отполировать, то сейчас таких клиентов нет. Люди думают: «Поцарапал — и ладно, так поезжу». Едут в ремонт, уже когда нет выбора или сильное повреждение. Главный вопрос сейчас не в том, что можно или нельзя ездить в сервис. Главное — это страх перед вирусом и отсутствие средств», — объяснил представитель «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев.
Однако, по его словам, те клиенты, у которых была назначена плановая запись на ремонт, просят перенести визит на более поздний срок, ждут, что ситуация с вирусом нормализуется. А те, кто готов приехать, спрашивают, как автосервис будет после ремонта дезинфицировать машину.
«У нас нет специальных средств обработки — мы надеваем чехлы на руль и сиденья. После ремонта можем протереть все поверхности, рычаги и кнопки санитайзером. Сами клиенты почти все приезжают в масках и в перчатках, нам не приходится просить их что-то надевать. Общение с клиентом у нас либо короткое, либо вообще по телефону. Цех приемки мы закрыли и открывать не планируем. Если надо что-то сделать срочно, клиент гуляет по улице и ждет», — уточнил сотрудник автосервиса.
Директор московского техцентра «Автоглобус» Андрей Савин изучал последние документы столичной мэрии, но считает, что условия работы сейчас не самые радужные.
«Понятно, что работать можно, но непонятно, как это делать в таких условиях. Сейчас очень слабый спрос на сервисные работы. В апреле и на майских праздниках мы работали в дежурном режиме, потихоньку запись идет и сейчас. Но если раньше в это время телефоны разрывались от звонков, четырех линий не хватало, то сейчас это четыре-пять звонков в день. Хотя машин в городе много. Либо люди звонят по срочным моментам, из серии «надо вот прямо сейчас». А когда что-то плановое, то сразу вопросы: а как я до вас доеду, а куда я пойду гулять, а что делать, если пропуск кончится, и так далее. Когда человек очень боится вируса и сильно паникует, с ним сложно вести диалог», — пожаловался Савин.
Многие автосервисы, в числе которых и сеть «Вилгуд», практиковали систему помощи клиентам по транспортировке в случае, когда машину из ремонта нужно ждать, а на улице гулять холодно.
«Если клиент оставляет машину и уезжает на такси, мы эту сумму закладываем как скидку в заказ-наряд. Но сейчас это очень сложно делать из-за системы пропусков. Получение пропуска сильно ограничивает клиента в передвижениях. Это серьезное препятствие для поездки в автосервис», — объяснила Барно Турсунова.
При этом количество звонков в сети сервисов нашей собеседницы сегодня достаточное для загрузки. По словам Турсуновой, у мастеров есть целая инструкция по приемке и выдаче автомобилей с точки зрения дезинфекции: используют чехлы, все поверхности обрабатывают. И даже более того — в качестве дополнительной услуги сервис предлагает обработку салона автомобиля дезинфицирующим газом.
О том, что ситуация с пропусками создает препятствия для клиентов, которые хотят попасть в техцентры, говорит и директор «Автоглобуса» Андрей Савин. Потому что в условиях ограничения передвижений клиенты теряются и не знают, как и что им оформлять, когда речь идет о ремонте машины.
При этом все наши собеседники выразили надежду на возвращение клиентов после разрешения властей столичного региона на розничную продажу запчастей. «До этого был запрет на розницу, разрешали только оптовые продажи. Наш внутренний запас запчастей подходит к концу. Но нет смысла их закупать, потому что непонятно, какой будет спрос. Раньше весной люди готовили машины к лету, был ремонт и техосмотр. Сейчас только резину меняют», — резюмировал собеседник.