«Люди в замешательстве». Автошколы пытаются избежать банкротства
Все образовательные учреждения прекратили работу из-за пандемии коронавируса. Автошколы не стали исключением — региональными приказами все организации, обучающие будущих водителей, закрылись на период карантина. Но ученики оплатили свое обучение, поэтому автошколы не могут просто прекратить свою работу: придется либо возвращать деньги, либо продолжать обучение.
Из-за ограничений в работе на официальных местах автошколы по всей стране стали переходить в онлайн. Если раньше обучение на получение водительских удостоверений через интернет считалось неполноценным, а иногда даже незаконным, то сегодня преподаватели всех автошкол читают лекции по ПДД и строению автомобиля дистанционно, сидя на собственной кухне. Однако проводить практические занятия на площадке и в городе невозможно. Мы поговорили с представителями автошкол и узнали, как преподаватели и ученики справляются с новой схемой обучения.
Cейчас преподаватели читают лекции по теории из дома, чтобы не прерывать обучение. Но это тоже не совсем правильно, так как в случае дистанционного обучения преподаватель обязан читать лекции из учебной аудитории, рассказал в беседе с Autonews.ru руководитель учебного центра подготовки водителей 21-го технологического колледжа Борис Багдасарян.
«У нас есть федеральный закон об образовании номер 273, согласно которому дистанционное обучение было допустимо и до карантинных мер, но там четко прописано, как оно должно проходить. Преподаватель должен сидеть в классе. Однако в сегодняшних условиях это невозможно. Нам запретили работать с 4 апреля. Так что вся теория сейчас читается дистанционно. А вождению можно обучать только очно, и обучение продолжится после снятия всех ограничений. Те студенты, которых мы должны были доучить и выпустить в этот карантинный период, будут доучены и выпущены сразу, как мы начнем полноценно работать. Министерство просвещения выпустило соответствующие документы, так что мы никого не бросим, всех доучим», — объяснил собеседник.
По словам представителя отрасли, после запрета на работу некоторые автошколы на свой страх и риск продолжили выдавать свидетельства об окончании учебы, и люди с этими бумагами шли на экзамены в ГИБДД. Сейчас эти случаи находятся на контроле правоохранителей.
Согласно документам, по которым работают автошколы, все нюансы дистанционного обучения должны быть прописаны в программе обучения, а она, в свою очередь, должна быть согласована с ГИБДД. Однако сейчас все эти регламенты выполнить не представляется возможным. Так же, как невозможно выдать документ об окончании автошколы. «Последний день обучения — это квалификационный экзамен. В этот день человек сдает теорию и практику, получает свидетельство по профессии «водитель». Экзамен принимает комиссия. Сейчас провести экзамен невозможно. Промежуточные тестирования по теории проходить дистанционно можно, но кто там его проходит — сам человек или его папа с правами? Поэтому зачеты, электронный дневник, онлайн-обучение — это все есть, но финальный экзамен сдается только очно», — уточнил Борис Багдасарян.
Глава союза автошкол Москвы Александр Ачкасов в беседе с Autonews.ru заявил, что практически 100 процентов автошкол по всей России перешли на дистанционное обучение и готовят кандидатов в водители в режиме онлайн исключительно по теоретической части программы. Эксперт опасается, что у учащихся, которые в ближайшее время не получат возможности сдать практику, пройти экзамены в ГИБДД и сесть за руль, будет расти недовольство.
«Многие начали переходить на дистанционную схему еще до коронавируса — часть обучения стали переводить в онлайн, а часть все-таки продолжали вести по классической очной форме, — рассказал Ачкасов. — Потому что есть автошколы, куда люди стоят по несколько месяцев в очередях, чтобы учиться именно там. Теперь же выхода не осталось. В целом прекращать деятельность нас никто не обязывал, есть инструкторы, которые ведут занятия, есть интерес будущих водителей».
По словам собеседника, люди сейчас не совсем осознают, что происходит, но если клиенты возмутятся и захотят подать в суд на автошколу, они его выиграют. Автошколы же от такого развития событий никак не защищены, их не включили в список поддержки государства.
«Люди в замешательстве. Автошколы прекратили работать, но фактически мы продолжаем нести обязательства перед людьми. Мы либо должны давать людям образование, либо возвращать деньги. В Чечне и Краснодаре объявили официальный карантин — и этим спасли бизнес и автошколы от судов. В других регионах прекращать образовательный процесс мы не имеем права. Пока мы договариваемся с учениками, находим слова и объяснения, но как долго это будет работать?» — пояснил глава союза столичных автошкол.
Сложнее всего ситуация обстоит в регионах. Практически в каждом автошколы сейчас объединяются и пишут письма с просьбой о поддержке губернаторам. По словам Ачкасова, автошколы готовы продолжать работать с соблюдением всех эпидемиологических норм — сокращением групп, соблюдением дистанции и санитарной обработки.
«Автошкола — это не просто бизнес, который может договориться с арендатором или закрыться, а потом открыться. Мы открываем классы по лицензии, ее еще надо получить, а чтобы это сделать, классы специально оборудуются и перестраиваются. Если автошкола примет решение закрыться, то раньше, чем через полгода, она не откроется обратно», — объяснил глава союза автошкол.
Также эксперт пожаловался, что параллельно стало появляться много «серых» онлайн-курсов, которые «представляют собой просто прикрытие для продажи водительских прав», а не оказывают качественные услуги. По его словам, в некоторых регионах к тому же продолжают работать «серые» автошколы, несмотря на запреты местных губернаторов и жалобы в Роспотребнадзор. И ситуация с ограничениями работы официальных предприятий этому способствует.