Статьи, 15 апр 2020, 21:21

«Денег нет, а мне штрафы за все подряд». Первый день с пропусками

С 15 апреля начались массовые проверки пропусков у всех, кто въезжает в Москву. Если нет разрешений — сразу разворачивают. Мы провели несколько часов в компании ГИБДД и водителей и, кажется, разобрались, как с этим жить
Читать в полной версии
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Кордоны из сотрудников ГИБДД, МАДИ и ОМОНа выстроились с раннего утра на всех въездах в Москву. Как и обещали городские власти, инспекторы начали проверять наличие электронных пропусков. Пока пропуска носят «заявительный характер» — без них не оштрафуют, но в Москву без них теперь не попасть.

Возможность оформить документ появилась на правительственном сайте mos.ru начиная с понедельника, 13 апреля. Но в ночь на 15 апреля портал не выдержал нагрузку из-за огромного количества желающих получить разрешение. У корреспондента Autonews.ru получилось сделать это лишь утром. Напряжение росло и из-за того, что накануне СМИ опубликовали новости о том, что за езду без пропуска каждый водитель будет получать штраф 5000 рублей с каждой камеры. Эти данные быстро опровергли, но что будет происходить на дорогах с утра, никто не мог спрогнозировать.

Мы отправились сначала на Ленинградское шоссе — там ранним утром, как и на остальных съездах, образовалась пробка из стоящих на въезд автомобилей: инспекторы тормозили буквально каждую машину. При этом на севере столицы ситуация с заторами оказалась лучше, чем на других въездах в город, где водители потеряли по нескольку часов. К 11:00 основной поток автомобилей спал, что позволило инспекторам ловко останавливать из потока машины с госномерами из других регионов — их проверяют в первую очередь.

Пропуска проверяют через приложение

Большинство инспекторов в одноразовых масках и перчатках. Дежурящие в эвакуаторах сотрудники МАДИ — тоже. Рядом с ними еще несколько сотрудников ОМОНа с автоматами наперевес. Проверку проводят с помощью мобильных телефонов, которые по этому поводу получили инспекторы ГИБДД. Они наводят камеру устройства на госномер, сканируют его и проверяют, есть ли автомобиль в базе пропусков. Иногда программа подвисает, но в целом работает сносно и без перебоев. Также инспекторы сканируют QR-коды или номера цифровых пропусков. Данные сверяют — за рулем может находиться только водитель, указанный при регистрации, а не кто-то другой. Если пропуск есть, вежливо отпускают. Если же разрешение отсутствует, то автомобилисту не разрешат проехать в город — таких разворачивают обратно.

Фото: Алина Распопова / РБК

Штрафов не выписывают, но информацию о водителе без пропуска сохраняют. Если попытается проехать через другой пост, снова развернут и в более настоятельной форме. К проверкам присоединились и сотрудники МАДИ, которые проверяют госномера при помощи приложения «Помощник Москвы».

«Сделайте так, чтобы сайт нормально работал»

Практически все остановленные автомобилисты оказались хорошо осведомлены о происходящем и даже не удивляются, когда их просят остановиться. Некоторые признаются, что по пути из области на работу их останавливают уже второй-третий раз. У большинства — рабочие пропуска, которые действуют до конца апреля. Остановленные водители транспортных компаний рассказывают, что многим оформили и прислали электронный пропуск сами работодатели. На проверку уходит по нескольку минут — машины тормозят пачками, но инспекторов много и проверяют всех быстро. Некоторые водители останавливаются, не скрывая раздражения, но документы показывают. У большинства коды прямо в телефоне, а кто-то сразу же высовывает из окон по нескольку листов формата А4 — на себя и всех пассажиров.

Многие жалуются, что накануне потратили несколько часов на оформление документа из-за неработающего сайта. Это, например, молодой человек на Lexus, который работает в ветеринарной клинике.

Фото: Алина Распопова / РБК

«В целом отношение к происходящему двойственное. Я не против этой системы, если считается, что она поможет, — объяснил водитель. — Но сделайте так, чтобы хотя бы сайт работал нормально, чтобы все спокойно могли эти пропуска получить. Я вчера потратил три часа».

Другой водитель, наоборот, назвал происходящее бредом. «Да вы только посмотрите на это, — говорит он, указывая на инспектора ГИБДД. — Они только перетрогают все эти документы, нас перезаражают. Что дадут эти проверки, если каждый может этот пропуск получить и спокойно ездить?»

Корочка вместо пропуска

Останавливают тем временем всех подряд: и дорогие иномарки, и уже потрепанные машины. Один из водителей оказался охранником. Это одна из категорий граждан, которым, согласно указу мэрии, оформлять электронные пропуска не нужно — достаточно служебного удостоверения.

Сам водитель, который ехал в Москву по работе из города Ковров, объяснил, что никаких пропусков он не оформлял и они ему не нужны. При этом ранее корреспонденту Autonews.ru при наличии служебного удостоверения встреченные по пути сотрудники ГИБДД, также останавливавшие машины для проверки на постах, настоятельно рекомендовали документ оформить.

Фото: Алина Распопова / РБК

Источники Autonews.ru, близкие к мэрии Москвы, уточнили, что даже тем, кому пропуск не нужен, лучше перестраховаться уже сейчас — разговоры о том, что дорожные камеры в дальнейшем смогут фиксировать незарегистрированные госномера, уже ведутся в мэрии. Чтобы избежать таких недоразумений, лучше получить пропуск.

Проверяют не только пропуска

Параллельно инспекторы используют момент, чтобы проверить наличие и других нарушений. Так, несколько водителей между делом получили штрафы за непристегнутый ремень, а еще больше — за езду без страховки и неправильную тонировку. Например, водитель BMW пропуск оформил сразу же, как только услышал о такой необходимости.

«Надо ездить, вести бизнес, деньги как-то надо зарабатывать», — поделился он, с досадой ожидая постановление.

«Дайте людям жить, — громко кричит водитель на Kia Optima. — Денег и так нет, пропуск я сделал, а мне штраф и за ремень, и за все подряд».

Вскрываются и другие проблемы: у водителя Mercedes, который привлек внимание госномером Санкт-Петербурга, оказалось непереведенное на русский язык водительское удостоверение Армении. У некоторых таксистов отсутствовали путевые листы — таких отстраняют от управления.

Показывали документы и пассажиры такси — накануне власти потребовали у таксопарков, чтобы перед началом поездки таксисты интересовались, есть у клиента такое разрешение. В противном случае пассажиру просто не дадут продолжить поездку.

Практически у всех проверенных за полдня дежурства автомобилистов и их пассажиров были оформлены пропуска и никого обратно в Москву не развернули. Как уточнили сотрудники, с утра они встретили всего три таких автомобиля. Не встретились за время дежурства и нарушители обязательного карантина, которые должны находиться на режиме самоизоляции в силу медицинских показаний или же после возвращения из не рекомендованных для посещения стран.

Фото: Алина Распопова / РБК

Их автомобили, как ранее рассказывали в департаменте транспорта Москвы, сразу же заносят в базу данных, и в случае передвижения эта информация попадает в ГИБДД и МАДИ. Однако на такой случай на постах все равно дежурят зеленые эвакуаторы. Сотрудники МАДИ уточнили, они будут готовы в любой момент эвакуировать машину нарушителя на спецстоянку. Там ее дезинфицируют.

Так будет до конца апреля. Но это неточно

К середине дня поток автомобилей заметно поредел. Водители эвакуаторов пообедали в соседнем заведении быстрого питания и задремали. Полицейские тоже сбегали за кофе и бургерами. «К сожалению, нас вот обедами там не угощают, как медиков, — шутят они между собой. — А было бы неплохо, ведь стоять нам так до конца апреля, а там еще посмотрим».

По пути домой корреспондента Autonews.ru опять остановили для проверки уже на другом посту при въезде в Московскую область — внимание вновь привлек госномер другого региона. Пропуск сработал. На вопросы о том, будут ли штрафы, полицейские рассказали, что некоторые уже получают штрафы за нарушение режима самоизоляции, а скоро, возможно, «штраф 5000 рублей будет приходить и с каждой камеры».

Впрочем, пока власти это, к счастью, опровергают.