«Денег нет, а мне штрафы за все подряд». Первый день с пропусками
Кордоны из сотрудников ГИБДД, МАДИ и ОМОНа выстроились с раннего утра на всех въездах в Москву. Как и обещали городские власти, инспекторы начали проверять наличие электронных пропусков. Пока пропуска носят «заявительный характер» — без них не оштрафуют, но в Москву без них теперь не попасть.
Возможность оформить документ появилась на правительственном сайте mos.ru начиная с понедельника, 13 апреля. Но в ночь на 15 апреля портал не выдержал нагрузку из-за огромного количества желающих получить разрешение. У корреспондента Autonews.ru получилось сделать это лишь утром. Напряжение росло и из-за того, что накануне СМИ опубликовали новости о том, что за езду без пропуска каждый водитель будет получать штраф 5000 рублей с каждой камеры. Эти данные быстро опровергли, но что будет происходить на дорогах с утра, никто не мог спрогнозировать.
Мы отправились сначала на Ленинградское шоссе — там ранним утром, как и на остальных съездах, образовалась пробка из стоящих на въезд автомобилей: инспекторы тормозили буквально каждую машину. При этом на севере столицы ситуация с заторами оказалась лучше, чем на других въездах в город, где водители потеряли по нескольку часов. К 11:00 основной поток автомобилей спал, что позволило инспекторам ловко останавливать из потока машины с госномерами из других регионов — их проверяют в первую очередь.
Большинство инспекторов в одноразовых масках и перчатках. Дежурящие в эвакуаторах сотрудники МАДИ — тоже. Рядом с ними еще несколько сотрудников ОМОНа с автоматами наперевес. Проверку проводят с помощью мобильных телефонов, которые по этому поводу получили инспекторы ГИБДД. Они наводят камеру устройства на госномер, сканируют его и проверяют, есть ли автомобиль в базе пропусков. Иногда программа подвисает, но в целом работает сносно и без перебоев. Также инспекторы сканируют QR-коды или номера цифровых пропусков. Данные сверяют — за рулем может находиться только водитель, указанный при регистрации, а не кто-то другой. Если пропуск есть, вежливо отпускают. Если же разрешение отсутствует, то автомобилисту не разрешат проехать в город — таких разворачивают обратно.
Штрафов не выписывают, но информацию о водителе без пропуска сохраняют. Если попытается проехать через другой пост, снова развернут и в более настоятельной форме. К проверкам присоединились и сотрудники МАДИ, которые проверяют госномера при помощи приложения «Помощник Москвы».
Практически все остановленные автомобилисты оказались хорошо осведомлены о происходящем и даже не удивляются, когда их просят остановиться. Некоторые признаются, что по пути из области на работу их останавливают уже второй-третий раз. У большинства — рабочие пропуска, которые действуют до конца апреля. Остановленные водители транспортных компаний рассказывают, что многим оформили и прислали электронный пропуск сами работодатели. На проверку уходит по нескольку минут — машины тормозят пачками, но инспекторов много и проверяют всех быстро. Некоторые водители останавливаются, не скрывая раздражения, но документы показывают. У большинства коды прямо в телефоне, а кто-то сразу же высовывает из окон по нескольку листов формата А4 — на себя и всех пассажиров.
Многие жалуются, что накануне потратили несколько часов на оформление документа из-за неработающего сайта. Это, например, молодой человек на Lexus, который работает в ветеринарной клинике.
«В целом отношение к происходящему двойственное. Я не против этой системы, если считается, что она поможет, — объяснил водитель. — Но сделайте так, чтобы хотя бы сайт работал нормально, чтобы все спокойно могли эти пропуска получить. Я вчера потратил три часа».
Другой водитель, наоборот, назвал происходящее бредом. «Да вы только посмотрите на это, — говорит он, указывая на инспектора ГИБДД. — Они только перетрогают все эти документы, нас перезаражают. Что дадут эти проверки, если каждый может этот пропуск получить и спокойно ездить?»
Останавливают тем временем всех подряд: и дорогие иномарки, и уже потрепанные машины. Один из водителей оказался охранником. Это одна из категорий граждан, которым, согласно указу мэрии, оформлять электронные пропуска не нужно — достаточно служебного удостоверения.
Сам водитель, который ехал в Москву по работе из города Ковров, объяснил, что никаких пропусков он не оформлял и они ему не нужны. При этом ранее корреспонденту Autonews.ru при наличии служебного удостоверения встреченные по пути сотрудники ГИБДД, также останавливавшие машины для проверки на постах, настоятельно рекомендовали документ оформить.
Источники Autonews.ru, близкие к мэрии Москвы, уточнили, что даже тем, кому пропуск не нужен, лучше перестраховаться уже сейчас — разговоры о том, что дорожные камеры в дальнейшем смогут фиксировать незарегистрированные госномера, уже ведутся в мэрии. Чтобы избежать таких недоразумений, лучше получить пропуск.
Параллельно инспекторы используют момент, чтобы проверить наличие и других нарушений. Так, несколько водителей между делом получили штрафы за непристегнутый ремень, а еще больше — за езду без страховки и неправильную тонировку. Например, водитель BMW пропуск оформил сразу же, как только услышал о такой необходимости.
«Надо ездить, вести бизнес, деньги как-то надо зарабатывать», — поделился он, с досадой ожидая постановление.
«Дайте людям жить, — громко кричит водитель на Kia Optima. — Денег и так нет, пропуск я сделал, а мне штраф и за ремень, и за все подряд».
Вскрываются и другие проблемы: у водителя Mercedes, который привлек внимание госномером Санкт-Петербурга, оказалось непереведенное на русский язык водительское удостоверение Армении. У некоторых таксистов отсутствовали путевые листы — таких отстраняют от управления.
Показывали документы и пассажиры такси — накануне власти потребовали у таксопарков, чтобы перед началом поездки таксисты интересовались, есть у клиента такое разрешение. В противном случае пассажиру просто не дадут продолжить поездку.
Практически у всех проверенных за полдня дежурства автомобилистов и их пассажиров были оформлены пропуска и никого обратно в Москву не развернули. Как уточнили сотрудники, с утра они встретили всего три таких автомобиля. Не встретились за время дежурства и нарушители обязательного карантина, которые должны находиться на режиме самоизоляции в силу медицинских показаний или же после возвращения из не рекомендованных для посещения стран.
Их автомобили, как ранее рассказывали в департаменте транспорта Москвы, сразу же заносят в базу данных, и в случае передвижения эта информация попадает в ГИБДД и МАДИ. Однако на такой случай на постах все равно дежурят зеленые эвакуаторы. Сотрудники МАДИ уточнили, они будут готовы в любой момент эвакуировать машину нарушителя на спецстоянку. Там ее дезинфицируют.
К середине дня поток автомобилей заметно поредел. Водители эвакуаторов пообедали в соседнем заведении быстрого питания и задремали. Полицейские тоже сбегали за кофе и бургерами. «К сожалению, нас вот обедами там не угощают, как медиков, — шутят они между собой. — А было бы неплохо, ведь стоять нам так до конца апреля, а там еще посмотрим».
По пути домой корреспондента Autonews.ru опять остановили для проверки уже на другом посту при въезде в Московскую область — внимание вновь привлек госномер другого региона. Пропуск сработал. На вопросы о том, будут ли штрафы, полицейские рассказали, что некоторые уже получают штрафы за нарушение режима самоизоляции, а скоро, возможно, «штраф 5000 рублей будет приходить и с каждой камеры».
Впрочем, пока власти это, к счастью, опровергают.