«Люди будут голодать». Пропуска на передвижение выдают не всем
Власти российских регионов начали вводить ограничения для передвижения на автомобилях для борьбы с распространением коронавируса. Ожидалось, что подобные меры заработают и в Москве: водители заранее начали получать справки о необходимости выезжать на работу на случай запрета движения по столице, закрытия въезда в город и возможных штрафов в 5000 рублей. Но после выступления президента Владимира Путина 2 апреля мэр столицы Сергей Собянин рассказал, что подавляющее большинство жителей соблюдают режим самоизоляции и пока необходимости в таких ограничениях нет.
При этом Путин посоветовал каждому региону самостоятельно определять, какие именно меры вводить для поддержания режима самоизоляции. В итоге в ряде городов водителям пришлось штурмовать администрации для получения разрешений — запреты на передвижение начали вводить быстрее, чем оформлять документы. При этом первые штрафы уже начали выписывать в Уфе, Казани, Ростове-на-Дону и Перми. В регионах ожидают вторую волну водителей, которым можно будет выезжать на улицы, в связи с новостями от Минпромторга — он в понедельник, 13 апреля, должен расширить список стратегических предприятий с разрешением открыться в нерабочие дни.
С 4 апреля правительство Московской области ввело такие же изменения в КоАП, как и Москва: штраф за нарушение режима самоизоляции — 4000 рублей, а за передвижение на автомобиле — 5000 рублей.
В области теперь тоже смогут задерживать транспортные средства и отправлять их на спецстоянки в порядке, установленном ч. 4-8, 10-12 ст. 27.13 КоАП России «Задержание транспортного средства». Забрать машину сможет сам владелец или его представители при наличии документов.
В Ставропольском крае ограничения по передвижению на личном и коммерческом транспорте, а также на автомобилях такси в регионе начались еще после первого обращения Владимира Путина 25 марта. Об этом Autonews.ru рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кирилл Кузьмин. После выступления лидера страны местные власти заявили, что пользоваться автомобильным транспортом смогут только определенные категории граждан. В том числе те, кому разрешено продолжать рабочую деятельность: например, медики, сотрудники транспортных компаний и служб доставки.
Сотрудники ГИБДД получали право останавливать автомобили без пропусков, выписывать некие протоколы и отправлять водителей домой. Штрафов за такое нарушение, как езда без разрешения, не предусматривалось. Но, как уточнили в центре консультирования, инспекторы получили право передавать информацию о таких передвижениях «в Роспотребнадзор или Минздрав, если на это есть показания».
«Даже если вы будете ехать не на работу, а по личным делам, наказание не предусмотрено, у нас не введены какие-то страшные меры, — рассказали по телефону в одном из местных центров консультирования. — Но вас может остановить патруль полиции и составить протокол о передвижении, в нем будет указано, что вы ехали без пропуска. Это делается на основании постановления губернатора».
По какой статье будет выписан протокол, консультант объяснить не смогла.
Как уточнил Кузьмин, пропуска для своих сотрудников разрешили выдавать организациям и учреждениям самостоятельно. Форму установленного образца можно скачать на сайте администрации, заполнить данные и раздать владельцам личного транспорта. А вот для частных предпринимателей схему усложнили — их обязали заверять пропуска в местных администрациях. Для этого от них требовали данные сотрудников, которым нужно садиться за руль, и договоры с ними.
В итоге в выдающие пропуска учреждения региона направились тысячи бизнесменов, желающих получить пропуска для себя и своих сотрудников. Где-то документ выдавали быстро и просто по спискам от организаций, а где-то проверяли трудовые договоры. Некоторым приходилось проводить в очередях целый день.
Некоторые районные администрации вовсе сначала отказывались выдавать разрешения на автомобили такси, хотя прямого указания на это от губернатора не было, пожаловался Autonews.ru член Нефтекумского отделения общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» в Ставропольском крае Александр Деренко, у которого есть собственный небольшой таксопарк. Оказалось, что в ГИБДД рекомендовали ограничить количество машин такси в каждом округе. Например, в Нефтекумском, где проживает около 64 тыс. граждан, — тремя.
«Всех таксистов без пропусков останавливали и требовали проехать обратно в таксопарк. Только после долгих разборок нам все-таки дали разрешения на все машины», — рассказал Деренко.
Местный уполномоченный по защите прав предпринимателей Кузьмин назвал такой подход незаконным. «Получается, что каждый район устанавливает свои ограничения, трактуют законы как хотят, например, пропуска не выдавали, если предприниматель доставляет товары в соседний регион. При этом я не понимаю, почему организации сами раздают пропуска, а ИП должны их заверять, стоять в очередях, нарушая все рекомендации. Чем они хуже?» — возмущен правозащитник. По его словам, без пропусков в регионе нельзя будет ездить с 6 апреля, но проверять их наличие начали с 26 марта.
Власти Краснодарского края 1 апреля опубликовали постановление, в котором с 4 апреля запретили все перемещения на личном и коммерческом транспорте по региону.
Для определенных категорий есть исключения, но чтобы воспользоваться этим правом, нужно оформлять специальные пропуска.
Ездить за рулем смогут сотрудники предприятий, индивидуальные предприниматели, которые продолжают работу в период карантина и включены в особый перечень, адвокаты и нотариусы, а также и обычные жители Краснодара в экстренной ситуации — например, в связи со смертью родных и близких. Пропуска сделали нескольких видов: красный дает право передвигаться по всему региону, зеленый — внутри муниципалитета (в Краснодаре он желтый). Синие пропуска выдаются для транзитного транспорта на въезде в регион, для их получения достаточно путевого листа.
Часть водителей ранее уже получили предварительные разрешения — их самостоятельно выдавали работодатели по такому же принципу, как и в Ставрополье.
Но после того как стало понятно, что по ним с 6 апреля в регионе ездить будет нельзя, в местных администрациях началась паника — толпы отправились штурмовать чиновников, требуя выдать новые пропуска. Видеозапись происходящего в одном из муниципалитетов опубликовали в инстаграм-канале «Типичный Краснодар». На записи видно, как толпы людей пришли за пропусками. Выдавать их, судя по происходящему, решили не всем — отстоявших очереди недовольных отправляли в департамент транспорта.
«Я обслуживаю 450 магазинов «Пятерочка», — возмущался бизнесмен, занятый в сфере ремонта. — В день у нас 30–40 аварийных ситуаций, если мои техники не приедут, эти магазины не откроются, тогда люди будут голодать. Мы все регистрировались на сайте, нам сказали приехать за пропусками. У нас в Краснодарском крае 1100 продуктовых магазинов, как из них половина не будет работать? Это разве не стратегически важные предприятия?»
В итоге после скандала в субботу, 4 апреля, на сайте города Краснодара появилось сообщение главы города Евгения Первышова о том, что действие старых пропусков, которые оформляли сами компании, продлено еще на неделю — до 12 апреля.
Что делать с передвижением по всему Краснодарскому краю, местные власти пока не решили. На сайте губернатора 4 апреля были опубликованы новости о том, что дублирование автомобильных пропусков с пешеходными должно быть исключено. А 5 апреля — о том, что в регионе карантин продлится до 12 апреля. Передвигаться пешком без пропуска там тоже нельзя.
В инстаграме губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева уже появились многочисленные вопросы на этот счет. Кроме того, многим непонятно, почему нельзя ездить на автомобиле и почему в регионе действуют более жесткие меры, чем в Москве.
В Уфе уже 2 апреля на большинстве улиц города появились патрули ГИБДД. Как рассказали Autonews.ru местные журналисты, инспекторы ГИБДД требовали предъявить справки, подтверждающие право на передвижение в режиме самоизоляции, который в республике ввели 31 марта. При их отсутствии водителей отправляли домой. После первых дней усиленных рейдов активность инспекторов ГИБДД резко снизилась.
Второго апреля пресс-служба регионального МВД сообщила, что одного из жителей Уфы оштрафовали на 15 тыс. руб. после того, как предыдущей ночью он был обнаружен полицейскими «в общественном месте в нарушение режима самоизоляции», введенного указом главы республики.
В Татарстане одними из первых запустили рейды по выявлению нарушителей режима карантина, которые выехали на дороги без справок. Чтобы проверить наличие справок и спецпропусков, полицейские останавливают каждую машину.
Тем, кто не соблюдает режим самоизоляции, грозит штраф от 15 до 40 тыс. руб., должностным лицам — от 50 до 150 тыс. руб., юридическим лицам — от 200 до 500 тыс. или приостановление деятельности организации на срок до 30 суток.
«Все нарушители будут доставляться в отдел полиции, где посредством видеоконференцсвязи суды вынесут соответствующие решения», — рассказали ИА «Татар-информ» в оперативном штабе по борьбе с коронавирусом.
Тем, кому нужно выйти в случае острой необходимости, нужно оформить так называемый разовый пропуск. Получить его можно, отправив бесплатное SMS. Разрешения можно получить для посещения суда, медицинской или ветеринарной организации, участия в похоронах, получения либо восстановления паспорта или чтобы отвезти ребенка в детский сад.
При этом в Казани уже начали продавать справки с разрешением на передвижение по городу. Так, местные полицейские выявили уже три таких факта — «бизнесменов» задержали. Продажу справок злоумышленники наладили через мессенджеры и соцсети. Цена документа варьировалась от 1000 рублей до 2000 рублей. Липовые справки выдавались якобы от организаций, которые не приостанавливали работу на время самоизоляции в связи с пандемией коронавируса.