Статьи, 04 апр 2020, 12:59

Дефолт 1998 года: что происходило с машинами и ценами

Кризис экономики, скачок цен, автомобильная выставка, грузовой «Соболь» и легендарный Ford Focus — все, что надо знать о катастрофическом 1998-м
Читать в полной версии
Фото: Ford

Новая Россия постоянно испытывала финансовые трудности и наращивала долги. Следствием больших внешних и внутренних займов явился огромный госдолг — свыше 36 млрд долларов, тогда как резервы страны, по данным ЦБ, к 1998 г. составляли 24 млрд долларов. 17 августа 1998 г. был объявлен дефолт по государственным ценным бумагам, и в современной России наступил первый глубокий кризис. Тем временем за пределами РФ европейские и американские компании выпускали новинки, которые в будущем стали бестселлерами и в нашей стране, когда кошмар закончился.

Рост цен

Если до дефолта в июле 1998 г. литр 92-го бензина стоил 2,06 руб., то к декабрю цена выросла на 30%, до 2,68 рубля. Стоимость топлива продолжала расти и далее — в 1999 г. стоимость литра бензина в некоторых региона доходила до 7 рублей. Продавцы в магазинах регулярно переписывали ценники, очереди в почти пустые пункты обмена валют растягивались на целые улицы.

Согласно данным Росстата, средняя зарплата в России в 1998 г. составляла 1051 рубль. В первой половине года россияне покупали много иностранных машин, однако после девальвации предпочтения поменялись: российские автомобили стали более привлекательны.

Фото: Nikolay Titov / Russian Look
Московский автомобильный салон

За одну августовскую неделю курс доллара вырос с 6 до 15 рублей. Тем интереснее было посетить 26 августа Московский автосалон в «Экспоцентре» на Красной Пресне (МИМС), где были представлены новинки мирового автопрома с ценниками в долларах. Москвичи приходили полюбоваться на новые модели российских компаний, на стенды Mercedes, BMW, Opel, Kia, а также Lamborghini и Ferrari. На выставке впервые показали концепт Chevrolet Niva. Журналисты газеты «За рулем» прозвали тогда МИМС-98 «островком праздничного оптимизма на фоне экономических бурь и политического шторма».

Рост продаж

Были в России и те, для кого девальвация оказалась благом: продукция российских производителей с падением курса рубля стала дешевле импортной, а значит, более конкурентоспособной. В полном объеме девальвацией воспользовались автомобильные заводы.

Если летом площадки дилеров были забиты, а цены на отечественные автомобили приближались к стоимости недорогих иномарок (например, ВАЗ-2110 обходилась примерно в 8-9 тыс. долларов, за эти же деньги продавалась Daewoo Nexia), то к концу года цены на российские машины снизились в несколько раз. Продажи росли, а площадки дилеров опустели всего за пару месяцев. Российские автозаводы увеличили производство и подняли стоимость машин. В течение 1999 г. цены выросли на 30%, но даже после этого самые дорогие российские автомобили были дешевле иномарок (ВАЗ-2110 стоила уже 5 тыс. долларов, тогда как цена Daewoo Nexia стартовала с 6,5 тысячи).

Фото: Agniphoto / Global Look Press

В 1998 г. в России было произведено 840 000 легковых автомобилей. К концу года в личной собственности населения России находилось 17 761 300 легковых машин, что составляло 120 автомобилей на 1000 человек. Показатель, близкий к 2020 году.

«Лада Надежда»

Семиместный полноприводный минивэн ВАЗ-2120 выпустили на Волжском автозаводе в 1998 году. Специально для модели была разработана полноприводная удлиненная платформа, такая же использовалась для пятидверной «Нивы». Автомобиль позиционировали как семейный, однако россияне не увидели в нем привлекательности. В августе 2006 г. производство было остановлено в связи с низким спросом.

Фото: АвтоВАЗ
«Соболь»

Осенью 1998 г. Горьковский автозавод освоил на базе семейства «ГАЗель» производство малотоннажных грузовых автомобилей «Соболь». От «ГАЗели» новинка отличалась укороченной колесной базой, независимой передней пружинной подвеской — машина была рассчитана на меньшую грузоподъемность, до 900 кг. На автомобилях «Соболь» устанавливались карбюраторные двигатели ЗМЗ-402 объемом 2,5 л и инжекторные моторы объемом 2,3 литра. Мощность двигателей варьировалась от 110 до 135 лошадиных сил. По заказу на «Соболь» также можно было установить турбодизель мощностью 95 л. с. и турбодизель с охлаждением наддува мощностью 110 лошадиных сил.

Фото: ГАЗ
Ford Focus

Тем временем американский автоконцерн Ford создал абсолютно новый автомобиль. В 1998 г. на место устаревшего Ford Escort седьмого поколения пришел Ford Focus. Эта машина совершила переворот в самом большом сегменте рынка. Серийный автомобиль впервые был представлен в марте 1998-го на Женевском автосалоне. Модель выпускали в кузове седан, универсал, а также в виде трех- и пятидверных хэтчбеков.

Фото: Ford

Европейские модификации Ford Focus получили бензиновые моторы объемом 1,4-2,0 л мощностью 75–130 лошадиных сил. Также в линейке двигателей присутствовал дизель объемом 1,8 л, мощность которого составляла 75, 90 и 115 сил. Американские версии оснащались только бензиновыми двигателями объемом 2,0 л и мощностью 110–172 лошадиные силы. Работали моторы в паре как с механической, так и с автоматической трансмиссией.

Focus был признан автомобилем 1999 г. в Европе и автомобилем 2000 г. в США. По результатам краш-тестов EuroNCAP Ford Focus получил четыре из пяти звезд. В России с 1999 по 2011 г. было продано 500 000 экземпляров этой модели, а в 2010-м Ford Focus был самой продаваемой иномаркой в России. Эта машина также стала обладателем премии «Автомобиль года в России — 2012» в номинации «Малый средний класс».

Фото: Ford
Cadillac Escalade

В 1998 г. в США вышел первый Cadillac Escalade, а за основу инженеры взяли автомобиль GMC Yukon Denali. Внедорожник оснащался могучим 5,7-литровым мотором мощностью 225 л. с., четырехступенчатым «автоматом», кожаными сиденьями с эмблемами Cadillac, приборной панелью с белой подсветкой и акустической системой Bose. В Россию «Экскалейды» начали массово завозить через пару лет после премьеры.

Фото: Cadillac
Lamborghini Pregunta

Итальянцы из Lamborghini в 1998 г. привезли на Парижское мотор-шоу прототип суперкара под названием Pregunta. Это был последний концепт, который компания показала публике до поглощения Lamborghini немецким автогигантом Volkswagen.

Фото: Lamborghini

Машину сконструировали на шасси от модели Lamborghini Diablo. От него же новинке достались двигатели и кузов. Крыша суперкара была съемной, а интерьер получил отделку из серой и синей алькантары. Вместо боковых зеркал изображение окружающей обстановки показывала камера заднего вида, а картинка выводилась на LCD-экран на приборной панели. Двигатель объемом 5,7 л с мощностью 530 л. с. разгонял машину до «сотни» за 4 секунды.

Фото: Lamborghini
Volvo S80

Шведский конкурент немецким седанам люкс-класса Volvo S80 был представлен весной 1998 г. как новый флагман бренда. Он стал первым переднеприводным седаном класса «Е» в истории Volvo. Автомобиль предлагали с кожаной отделкой салона, а также с элементами натурального дерева в интерьере. На ранних моделях задний диван опционально мог быть двухместным, а между пассажирами располагался бар и факс.

Фото: Volvo