«Буханка» и «Козлик». Как УАЗ рекламировали на Западе
В самом конце 1972 года Ульяновский автозавод начал производство легендарных внедорожников УАЗ-469. В СССР частник купить такую машину не мог, она расходилась по военным организациям и колхозам. Но за границу модель продавали, поскольку стране нужна была драгоценная валюта.
Для стимулирования продаж «Автоэкспорт» снял рекламный фильм, который прославлял качества ульяновских внедорожников, начав его банальной фразой: «Дорога к цели лежит порой в стороне от асфальтовых трасс». Очень похожий оборот мы через несколько лет услышим в рекламе тольяттинского внедорожника «Нива».
Уже в начале 1970-х даже советские рекламщики знали, как использовать продакт-плейсмент, поэтому ролик начинается с сюжета о гонках на УАЗах, которые несутся по бездорожью и задорно прыгают. В кадре мелькает словосочетание UAZ Cross-country family, хотя представить себе иной вариант УАЗа невозможно ни тогда, ни сегодня.
Дальше в кадре романтично появляется река Волга и летящая чайка — символ завода. Сразу после этого диктор переходит к высокому качеству и современным технологиям, что, вероятно, вызвало бы смех у современников этой рекламы. Следом словами «Бездорожье — стихия УАЗа» начинается самое главное.
УАЗ-469 вместе с разными вариациями «Буханок» легко ездит по глубокой грязи, ныряет в броды, переваливается через канавы под музыку группы Yello — вполне захватывающее зрелище даже по современным меркам. Параллельно ведущий описывает преимущества двух ведущих мостов (кстати, унифицированных), главной передачи, рассчитанной на работу в условиях перегрузок, и дефорсированного двигателя, пригодного для низкооктанового бензина.
«Тормоза УАЗа просты в управлении и безотказны в работе», — продолжает ведущий. А фразу «Жесткая стальная рама» многие автожурналисты ровно в таком же виде пишут и сейчас про новейшие модели внедорожников. Все это время УАЗы колесят по эталонно зеленому лесу, что современным защитникам природы явно бы не понравилось.
В начале шестой минуты создатели фильма используют простой спецэффект: четыре модели «Буханки» на экране сменяют друг друга. А на седьмой минуте — еще один: санитарный фургон за кадром трансформируется в машину для перевозки сидячих больных. Наконец, описываются преимущества сельской «маршрутки»: «Десять пассажиров, 100 кг грузов, комфорт и быстрота доставки по любой дороге».
Под конец создатели фильма раскрывают целевую аудиторию рекламы: «Каждый пятый вездеход покупается иностранной фирмой». А к концу восьмой минуты включается режим слоумоушен с пожеланием испытать эту машину самостоятельно. «Волжская чайка принесет вам удачу», — закольцовывается ролик по всем правилам журналистики.