COVID-19 остановил Формулу-1. Что будет с гонками?
Вместе с глобальной пандемией коронавируса весь профессиональный спорт оказался в режиме продолжительной паузы. Не доиграны ведущие национальные чемпионаты по футболу, а Евро-2020, который должен был состояться нынешним летом, и вовсе перенесли на следующий год. Некоторые футболисты, в том числе звезды мирового масштаба, заразились опасным заболеванием.
Как скоро игроки снова смогут выйти на поле, а болельщики занять места на трибунах, теперь с уверенностью не может сказать никто. Это же относится и к другим видам спорта. Формула-1, конечно же, не стала исключением: организаторы соревнований отменяют этап за этапом, пилоты в вынужденном отпуске, а команды несут большие финансовые потери.
Все началось еще в середине февраля — с переноса апрельского Гран-при Китая. Гонка в КНР, вот уже более 15 лет являющаяся важной частью календаря, была отменена на неопределенный срок. Долгое время у команд и болельщиков была надежда, что чемпионат стартует в назначенный день, а отмененная гонка в Шанхае так и останется досадным исключением. Гром грянул в середине марта накануне первого этапа в австралийском Мельбурне, когда стало известно, что один из механиков McLaren Racing заразился коронавирусом. Команда, 15 сотрудников которой отправили на карантин, была вынуждена сняться с соревнования.
Вскоре после этого Международная автомобильная федерация (FIA), коммерческий партнер Liberty Media и представители коллективов решили полностью отказаться от Гран-при Австралии. При этом бывший владелец коммерческих прав на Формулу-1 Берни Экклстоун сразу же обвинил организаторов в безответственности из-за слишком долгого принятия решения. Предприниматель предположил, что «никто до последнего не хотел брать на себя ответственность, в том числе и финансовую».
Затем события стали разворачиваться еще более стремительно. Спустя всего несколько дней организаторы чемпионата отменили Гран-при Бахрейна, который сначала собирались провести при пустых трибунах. Вслед за этим последовали сообщения о переносе гонки во Вьетнаме, которая должна была стать дебютной для этой азиатской страны. Кроме того, перенесены этапы в Нидерландах и Испании.
Позже стало известно о первой за последние 66 лет отмене Гран-при Монако, намеченного на конец мая. Эта информация совпала с данными о том, что князь Альбер II, который ежегодно лично вручал кубок победившему пилоту, заразился коронавирусом.
После в FIA приняли решение перенести традиционный летний перерыв чемпионата с августа на апрель и продлить его на 21 день. Новый календарь обещают сформировать в ближайшие дни. Наконец, в понедельник, 23 марта, на официальном сайте чемпионата появилось сообщение о переносе Гран-при Азербайджана. В общем, когда именно стартует сезон, до сих пор не знает никто.
В прошедший уик-энд состоялся виртуальный Гран-при Бахрейна, ставший первой в истории Формулы-1 виртуальной гонкой, проведенной под официальной эгидой организаторов реального чемпионата. В киберсоревновании приняли участие как обычные геймеры, так и профессиональные спортсмены. Среди последних, например, были действующие пилоты чемпионата Ландо Норрис из McLaren и Николя Латифи из Williams, а также экс-гонщики Формулы-1 Нико Хюлькенберг и Стоффель Вандорн.
Кстати, кибергонка собрала неплохую аудиторию: за прямой трансляцией этапа на YouTube наблюдало почти 1,5 млн человек, а короткий ролик с нарезкой виртуальных хайлайтов за 15 часов посмотрело более 400 тыс. зрителей.
Шеф-редактор русскоязычного онлайн-издания Motorsport.com Антон Погорельский полагает, что идея о проведении онлайн-состязания была правильной и своевременной. Такая практика должна помочь поддержать интерес к гонкам во время пандемии. «При Берни Экклстоуне это было бы невозможно: он просто не стал бы устраивать кибергонки и делать их трансляции бесплатными. Но у нынешних владельцев из Liberty Media это получилось — и есть шанс, что в итоге это спасет Формулу-1 от снижения востребованности», — отметил Погорельский.
Больше всего на данный момент страдают именно команды, спонсоры которых платят им в прямой зависимости от количества проведенных гонок.
«Нет Гран-при — нет денег. Другой источник дохода — это сама Формула-1. Чемпионат делится с гоночными коллективами выручкой, которую получает от организаторов Гран-при и телекомпаний. Но и этих доходов нет: этапы не проходят, взносы на счета не поступают. Команды в безвыходном положении, они останавливают работу на базах и распускают сотрудников в отпуска. Сколько они смогут продержаться — вопрос. Кроме того, сомнительно, захотят ли спонсоры заключать с ними новые контракты в сложившихся условиях», — пояснил Погорельский.
По его словам, у фанатов вырабатывается привычка смотреть гонки Формулы-1 каждые две недели. И сейчас болельщики с особым удовольствием включили бы телетрансляции — все равно все сидят дома. Гонок нет, но зато есть сериалы, телепередачи и стримы компьютерных игр. Существует шанс, что некоторые болельщики просто выработают новые привычки. И когда Формула-1 все же возобновит сезон, такие зрители уже не вернутся к экранам. Они будут смотреть Netflix, Disney+ или что-то еще. Это приведет к падению аудитории. Впрочем, есть шанс, что часть аудитории удастся заменить за счет молодого поколения из интернета.
При этом специалист считает, что Формула-1 все же должна справиться с ситуацией. Если бы из-за коронавируса отменили только гонки, а все остальные спортивные и развлекательные мероприятия продолжались, то у чемпионата наступили бы проблемы.
«Поскольку все в равной ситуации, думаю, Формула-1 удержит свою аудиторию. А точнее, не потеряет ее сильнее, чем все остальные спортивные события. И гонки, и Олимпиада, и футбол, и даже Евровидение столкнулись с одной и той же проблемой: каждый неизбежно потеряет часть зрителей. Вопрос в том, как их потом вернуть», — отмечает Погорельский.
Меньше всего от ситуации с коронавирусом пострадали сами пилоты, которых отправили в оплачиваемый отпуск. Плюс ко всему они получили возможность существенно повысить свою узнаваемость в социальных сетях. Лучше всех этим шансом пользуется Ландо Норрис: сидя дома, молодой британский пилот наращивает свою армию фанатов и прокачивает популярность в интернете. В итоге это может привести его к новым контрактам и статусу большой звезды Формулы-1.
«Парадоксально, но гонщики смогут заработать даже больше, сидя за компьютером, чем выступая на реальных трассах. Наконец, сам чемпионат мира способен вынести этот перерыв. Обязательные расходы возникают у Формулы-1 только в связи с перелетами по миру на новые Гран-при. Формуле-1 повезло, что сейчас чемпионатом управляют очень грамотные люди с опытом в шоу-бизнесе. Нынешняя команда руководителей уже превратила коронавирусный кризис в возможность — и в дальнейшем наверняка сможет обернуть ситуацию себе в плюс. А команды потерпят: когда гонки возобновятся, их доходы вернутся на привычный уровень. Я бы сказал, что у Формулы-1 сейчас шикарный шанс догнать по популярности футбол», — предположил шеф-редактор Motorsport.com.