Запчасти подорожают в июне. Что будет с ОСАГО и каско
Резкое падение курса рубля, волатильность на валютном рынке и возможные перебои в работе поставщиков из-за эпидемии коронавируса будут вынуждать автопроизводителей постепенно повышать цены не только на новые машины, но и на оригинальные запчасти. За последние пару лет ряд комплектующих в России уже подорожал примерно на 30%, но и это не предел, считают участники рынка автострахования. Autonews.ru узнал, стоит ли ждать повышения стоимости полисов каско и ОСАГО и когда может произойти индексация.
Стоимость ремонта автомобиля при наступлении страхового случая рассчитывают при помощи официального справочника средней цены запасных частей. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уже готовят актуализированную версию справочника — она заработает с 1 июня 2020 года и будет учитывать изменения, связанные с волатильностью на рынке. Для этого в течение марта и апреля эксперты РСА проведут глобальное исследование рынка запчастей. Об этом Autonews.ru рассказал заместитель начальника управления методологии урегулирования убытков РСА Андрей Маклецов.
«Опыт РСА по подготовке справочника показывает, что резкие колебания курса валюты далеко не однозначно сказываются на ценовых показателях, — рассказал Маклецов. — Одни производители оперативно корректируют цены в соответствии с изменениями курса, другие придерживают изменения, желая увеличить свою долю на рынке запчастей или решая иные задачи по продвижению своей продукции. Соответственно, стоимость восстановительного ремонта автомобилей одних марок может измениться совсем немного, а других марок — возрасти на десятки процентов».
Маклецов уверен, что в условиях таких колебаний страховщикам придется тщательно взвешивать свои страховые портфели, чтобы понять, как именно следует корректировать страховые тарифы, чтобы не остаться в убытке.
Полисы ОСАГО в ближайшее время дорожать не будут, уверен руководитель страхового агентства Avto-Yslyga Сергей Локтев. Он напомнил, что ОСАГО — обязательный вид страхования, цены на эту услугу регулируются государством, а методика расчета прописана в федеральном законе и меняется крайне редко. Последнее изменение произошло в январе 2019 года: тогда был изменен тарифный коридор и страховщики получили возможность снижать или повышать цены в пределах 20%. После этого средняя стоимость полиса ОСАГО даже снизилась, считает эксперт.
«Тем не менее увеличение стоимости запчастей приведет к удорожанию ремонтных работ, а при неизменной цене на ОСАГО это скажется на их качестве, — рассуждает Локтев. — Если курс доллара продолжит существенный рост, то повысится и убыточность по ОСАГО. Тогда мы будем наблюдать проблему прошлых лет, когда в части регионов невозможно было застраховаться. Но маловероятно, что цены будут пересматривать, чтобы избежать социальной напряженности, поскольку это очень болезненный вопрос для автомобилистов».
По оценке Локтева, если автомобили подорожают на 10-15%, это подтянет цены на каско, но автомобилисты могут даже не заметить этих изменений. Так, благодаря высокой конкуренции среди страховых компаний, у клиентов всегда останется возможность купить полис по такой же цене, а иногда даже дешевле при переходе к другому страховщику. «Обычно таким водителям компании готовы сделать скидку 10–15%, которая перекроет возможное подорожание. Также если вы пролонгируете свой договор у своей же компании, цена будет гарантированно не выше предыдущего года. Если же курс доллара вырастет выше 80 рублей, тогда неизбежно дальнейшее повышение стоимости каско», — считает эксперт.
По причине ослабления рубля цены на запчасти вырастут, что, в свою очередь, вынудит страховщиков индексировать цены на свои услуги, уверен сооснователь сервиса по продаже автомобилей с пробегом CarPrice Олег Заньков.
«В среднем стоимость запчастей при ремонте составляет около 50%, исходя из этого можно подсчитать, как страховщики будут менять цены, — отмечает Заньков. — А дорожают запчасти ощутимо. Для сравнения: по данным РСА оригинальный тормозной диск на модель Audi А4 в 2018 году стоил 3050 рублей, а сейчас уже 4310 рублей. Подорожание почти на 30%. Конечно, так сильно цены выросли не на все запчасти, но общий тренд понятен».
По прогнозам эксперта, рост стоимости запчастей может начаться раньше, чем закончатся запасы на локальных складах. «Продавцам нужно закупать комплектующие на средства, вырученные за текущие товары. Поэтому, чтобы купить запчасть, которая подорожала на 30% в закупке, нужно уже сейчас продать текущий сток на 30% дороже», — рассуждает представитель CarPrice.
Более конкретный прогноз представил генеральный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama Никита Быков. Он считает, что при текущем курсе доллара США к рублю страховые тарифы в рублях на новые импортные автомобили вырастут пропорционально девальвации, то есть на 20–25%.
Страховые тарифы на новые автомобили зарубежных брендов, локализованных в России, вырастут, по его прогнозам, не менее чем на 10–15%, а в случае с отечественными моделями и автомобилями с пробегом — на 10%. «На автомобили старше пяти лет полис каско водители обычно уже не приобретают, ограничиваясь только ОСАГО», — уточнил Быков.
Эксперт обращает внимание, что цены на каско вырастут не только за счет роста стоимости запчастей, но и по причине подорожания новых автомобилей. Дело в том, что страховые тарифы включают в себя риски, связанные как с ремонтом после ДТП, так и с выплатой полной стоимости транспортного средства в результате угона или тотальной гибели.
Чуть более оптимистичный сценарий представила компания «Ренессанс-Страхование». Там привели в пример ситуацию с резким падением курса рубля в 2014-2015 годах. Тогда доллар США стал стоить почти на 60% дороже, однако цена полиса каско повысилась далеко не пропорционально такому скачку.
«Тогда продажи полисов каско сильно упали, сокращение числа договоров в среднем по рынку составило 27%, — рассказали в компании. — Но рост стоимости полиса в среднем по рынку в 2015 году составил 17%. Можно надеяться, что и в этот раз рынок каско отреагирует относительно небольшим ростом цен, который может быть вызван удорожанием запчастей».
В свою очередь, в компании «Альфа-Страхование» заявили, что цены на страховку автомобилей будут расти пропорционально повышению цен на запасные части и материалы для ремонта.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что текущий год станет переходным для всей отрасли: рынок может перейти в стадию «выжимания маржинальности» за счет всех сфер, где это возможно.
«Произойдет медленная корректировка тарифов каско. Это необходимо, чтобы компенсировать падение спроса на эти полисы, ведь потребители могут пересмотреть свои предпочтения из-за обесценивания своих доходов и роста стоимости расходников», — говорит Жарский.
Также эксперт считает, что на цене полисов каско неизбежно отразится ожидаемое замедление спроса на новые автомобили. Так, источники Autonews.ru на рынке прогнозируют падение продаж до 1,4 млн автомобилей. Международное агентство Moody`s уже спрогнозировало снижение объемов продаж новых автомобилей в России на 4%. Это в два раза хуже прогноза Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), где в начале года заявили о падении российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей на 2,1% — до 1,72 млн машин.