«Ищем замену поставщикам». Коронавирус затронет российские автозаводы
Проблема с распространением коронавируса из Китая в Южную Корею и ряд европейских стран не обошла и российских автопроизводителей. Большинство локализованных предприятий ограничились созданием оперативных штабов для более плотного контакта с поставщиками. Но некоторые не исключили, что последствия для них будут гораздо сложнее. Мы узнали у автокомпаний и дилеров, к чему готовиться покупателям и что будет с ценами на фоне высокой волатильности рынка.
На Калининградском предприятии «Автотор» Autonews.ru сообщили, что в связи с остановкой заводов в Южной Корее возможны перебои с поставками комплектующих. Следствием этого может стать снижение объемов производства. На заводе собирают модели марок KIA, Hyundai, BMW и Genesis. «В настоящее время обсуждается вопрос о необходимости корректировки режима работы завода. О принятых решениях будет сообщено дополнительно», — заявили в компании.
В компании «Киа Моторс Россия и СНГ» Autonews.ru сообщили, что не наблюдают недостатка запасных частей или перебоев в поставках. «Весь модельный ряд KIA, представленный на российском рынке, собирается в России на производственных мощностях «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» и «Автотора». В настоящий момент нет ограничений в их деятельности», — сказали в компании.
Там подтвердили, что в феврале 2020 года из-за вспышки коронавируса на несколько дней были остановлены производственные линии части предприятий KIA Motors в Корее, но заверили, что после перераспределения цепи поставок сборка возобновилась в прежнем объеме. «Период остановки производственных линий был не таким значительным, чтобы заметно повлиять на спрос», — добавили представители марки.
В свою очередь, в Hyundai на запрос Autonews.ru ответили, что модели марки в России производят без сбоев и планы продаж в компании не пересматривали. «Hyundai делает все для обеспечения безопасности. Планов по изменению графика работы, объемов производства в России нет», — сказали в пресс-службе.
Российский «АвтоВАЗ», чьи производственные мощности базируются в Тольятти и Ижевске, сообщил, что на предприятии создан оперативный штаб, который совместно с поставщиками оценивает потенциальные риски поставок и вырабатывает сценарии действий в случае негативного развития ситуации. «Пока поставки отдельных компонентов под контролем. Завод работает по графику», — заявили Autonews.ru в пресс-службе предприятия.
В компании Nissan, которая одной из первых сообщала о возможных перебоях, сейчас заявили, что работают в штатном режиме, поскольку китайские заводы возобновили поставки вовремя. Предприятие марки находится в Санкт-Петербурге, там по полному циклу ведется производство моделей X-Trail, Qashqai и Murano.
«На заводе в Санкт-Петербурге не ожидается приостановок работы», — сказали в пресс-службе. Одновременно с этим марка приняла решение перейти на работу в одну смену. Но причиной такого шага стала не эпидемия коронавируса, а общее падение спроса на автомобили, подчеркнули в компании. Там пообещали перейти на обычный график, как только ситуация со спросом нормализуется.
В России у марки Renault действуют два производства: в Москве и Тольятти. В компании Autonews.ru рассказали, что у нее существует пул глобальных поставщиков, которые в том числе завозят некоторые компоненты из Китая. Но заверили, что перебоев с поставками нет.
«В настоящее время мы имеем необходимый запас деталей, обеспечивающий бесперебойную работу завода, — рассказали в пресс-службе. — «Renault Россия» совместно с поставщиками различного уровня, включая локальных, работающих с китайскими партнерами, внимательно анализирует ситуацию и прорабатывает различные сценарии развития ситуации с вирусом на ближайшие недели».
У китайской марки Haval российское предприятие расположено в Тульской области. Там рассказали, что, несмотря на сложившуюся в Китае ситуацию с распространением коронавируса, она не повлияет на работу российского завода. В компании уточнили, что завод имеет высокий уровень локализации и риски для его функционирования в связи с ограничением въезда в страну граждан Китая минимальны.
«На заводе работает более 1000 российских сотрудников, а функционал китайского персонала в данный момент заключается в основном в информационной поддержке и решении чрезвычайных ситуаций. Завод может полноценно функционировать без посещения его китайскими представителями», — рассказали в пресс-службе.
Учитывая обстоятельства, бренд кардинально пересмотрел планы командировок в Россию для большинства китайских сотрудников. После Нового года в страну их въехало менее 20. В данный момент все они находятся в карантинной зоне, в специализированных общежитиях, где будут пребывать не менее чем 14 дней для комплексного наблюдения.
В Haval также рассказали, что тесно сотрудничают с администрацией Тулы и городским Министерством здравоохранения, чтобы гарантировать безопасность сотрудников и жителей. Муниципальное руководство направило на завод бригаду врачей для проверки выполнения всех необходимых мер безопасности и предотвращения распространения вируса. На заводе ежедневно проводятся измерения температуры у всего персонала — местного и китайского.
В компании КамАЗ, которая выпускает транспортные средства в Набережных Челнах, в конце января рассказывали, что производство на февраль обеспечено комплектующими в полном объеме. Однако там не исключили, что при продолжении распространения коронавируса и введении глобальных ограничительных мер могут возникнуть риски корректировки производственных планов с марта. Но сейчас, как выяснил Autonews.ru, на прошедшем накануне совещании компания приняла решение нарастить объемы производства.
«Мы обеспечены комплектующими вплоть до конца апреля, производственный план в связи с ростом спроса увеличен со 160 до 170 автомобилей в сутки, — рассказали в пресс-службе КамАЗа. — Мы плотно работаем со всеми поставщиками. Из общего количества поставщиков у нас всего 10% из Китая, и с каждым из них мы нашли решение. Вопросы сейчас возникают не с ними, а с европейскими и иными компаниями, потому что в их продукции тоже используются китайские комплектующие. Мы всем разослали письма с просьбой подтвердить готовность обеспечить прописанные в контрактах обязательства. Большинство нам это подтвердило, другим же мы ищем замену».
На заводе «ПСМА Рус» в Калужской области выпускаются такие модели, как Peugeot Traveller, Peugeot Expert, Citroen SpaceTourer и Citroen Jumpy, Opel Zafira Life. Представители группы заявили, что специалисты по глобальным поставкам Groupe PSA работают над оптимальным решением, которое позволит не допустить остановки заводов во всем мире.
«В Китае — очаге распространения вируса — производство было приостановлено. Команды в Китае ждут возобновления работы, при этом их вынужденный отпуск оплачивается партнерами из компании Dongfeng. Возобновление деятельности будет зависеть от решений китайских властей. Прогнозируется, что это произойдет 11 марта», — рассказали Autonews.ru в пресс-службе.
Там добавили, что на Китай приходится только 3% мировых продаж PSA. «Наши производственные мощности позволят наверстать негативное воздействие на местный рынок до конца этого года. Глобально для Groupe PSA на сегодняшний день все хорошо», — сказали в пресс-службе.
Также на предприятии в Калуге производят автомобили марки Mitsubishi. Официальный дистрибьютор компания «ММС Рус» сообщила Autonews.ru, что марка не наблюдает какого-либо влияния на производственные планы. «Все заводы марки за пределами Китая работают в обычном режиме. Заводы и предприятия в Китае продлили китайский новогодний перерыв, но некоторые возобновили свою работу. На «ММС Рус» это никак не повлияло», — сказали в пресс-службе.
Опрошенные представители дилерского сообщества сошлись во мнении, что на мировом автопроме приостановка производства автомобилей на заводах в Китае и Южной Корее скажется отрицательно. Но влияние это будет незначительным, поскольку производство автомобилей не ограничено этими странами, заводы расположены во всем мире. Внезапного роста цен дилеры также не прогнозируют.
«Проблема коронавируса не такого масштаба, чтобы вызвать дефицит автомобилей в России, — сказал Autonews.ru генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин. — У нас нет проблем с пополнением складов, запас автомобилей есть. По прогнозам экспертов, в апреле ситуация пойдет на спад, и мы не ожидаем, что все это как-то значительно может отразиться на продажах. Покупатели автомобилей не ощутят на себе влияние от коронавируса, им не стоит опасаться дефицита моделей». В компании «Рольф» добавили, что все автомобили получают от дистрибьюторов в срок.
На фоне ситуации с коронавирусом курс рубля за последние дни резко ослаб. В понедельник, 2 марта, американская валюта дорожала в течение дня выше 67 рублей. Курс европейской валюты превысил отметку 75 руб., но потом опустился чуть ниже 74 рублей. Курс доллара на 4 марта составил 66,5 рубля.
Тем не менее генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин считает, что ждать внепланового роста цен покупателям не стоит. В свою очередь, аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что в свете стагнации рынка автокомпании воздержатся от резкого повышения стоимости автомобилей, а некоторые даже согласятся на потерю маржи ради поддержки общего объема продаж. Но когда станет понятно, что курс стабилизировался, автокомпании вынуждены будут отреагировать.
«Решения о повышении цен будут приниматься не за один день, а тогда, когда придет понимание, что сложился устойчивый характер курса. Цены начнут меняться в зависимости от уровня локализации, стран происхождения поставщиков комплектующих», — прогнозирует Беспалов.
Тем временем международное агентство Moody`s уже спрогнозировало снижение объемов продаж новых автомобилей в России на 4%. Это в два раза хуже прогноза Ассоциации европейского бизнеса, где в начале года заявили о падении российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей на 2,1%. О планах по обновлению прогноза из-за коронавируса в АЕБ на запрос Autonews.ru не ответили.