Водители в опасности: кому угрожает смертельный дефект
Автопроизводители и импортеры в России бьют тревогу: российские автовладельцы не обращают внимания на одну из крупнейших сервисных кампаний, которая затронула миллионы автомобилей. Речь о проблемах с подушками безопасности производства фирмы Takata. В России дефектные подушки установлены на 1,5 млн машин, но бесплатный ремонт осуществили только 20% автовладельцев.
На пике своей деятельности компания Takata являлась вторым в мире производителем подушек безопасности и занимала пятую часть рынка. Но конструктивно японские подушки оказались несовершенными. При определенных климатических условиях происходила деградация вещества внутри газогенератора, и при срабатывании подушки корпус разрушался, а его фрагменты через подушку разлетались по салону автомобиля.
В течение нескольких лет в мире был зафиксирован ряд смертельных исходов и большое количество случаев получения травм и увечий из-за дефекта газогенераторов. Острые металлические обломки, разлетаясь по салону на огромной скорости, наносили водителям и пассажирам тяжелейшие травмы.
Впервые о проблемах с Takata заговорили еще в 2004 году, когда водитель Honda Accord был ранен после срабатывания подушки безопасности. В 2009 году из-за неисправности подушки погиб водитель, что привело к отзывной кампании в отношении 500 тыс. автомобилей, а к расследованию подключился американский институт National Highway Traffic Safety Administration. В 2015 году, когда число смертей превысило десять, автопроизводители массово объявляли отзывы, под которые попали 30 млн машин по всему миру, а после проведения дополнительных расследований — еще 40 млн автомобилей.
В начале 2017 года американский суд официально признал Takata виновной в уголовных преступлениях и заставил компанию выплатить в общей сложности миллиард долларов на компенсации и покрытие издержек автопроизводителей. В том же году компания обанкротилась. Долги японской фирмы превысили 9 млрд долларов, а все дела Takata были переданы американскому концерну Key Safety Systems.
На момент объявления о кампании Росстандартом в октябре прошлого года на дорогах нашей страны насчитали более 1,5 млн автомобилей, укомплектованных опасными для жизни подушками безопасности. Как заявил замглавы Росстандарта Алексей Кулешов, основная неисправность детали связана с блоком газогенератора.
«Выявленный дефект несет колоссальные риски для жизни и здоровья людей в салоне. Важно проверить автомобиль вне зависимости от его возраста. Если он подпадает под отзывную кампанию, нужно как можно скорее обратиться к официальному дилеру», — объяснил представитель Росстандарта Алексей Кулешов. По данным организации, в России случаев травм и летальных исходов пока зафиксировано не было.
В России кампания затронула почти 20 брендов: Nissan, Toyota, Mitsubishi, Subaru, BMW, Mazda, Honda, Ford, Lexus, Audi, Volkswagen и другие. Ремонту подлежат совсем не новые модели — годы выпуска машин с дефектными подушками варьируются с 2000-го по 2014-й.
Из-за того, что под отзыв попадают неновые автомобили, владельцы транспортных средств просто игнорируют сервисные кампании. Как рассказали Autonews.ru в компании Mitsubishi, из 250 тыс. автомобилей этой марки, подлежащих отзыву, кампанию прошли только 20%. «Клиенты либо не знают об отзыве, либо отказываются проходить ремонт», — говорят в компании.
Похожая ситуация складывается и у компании Nissan. «В сервисном отзыве по подушкам Takata задействовано 473 тыс. наших машин. Это автомобили с 2001 по 2014 год выпуска. И всего 23% из них доехали до дилеров и были починены. У нас на официальном сайте есть специальный раздел, где можно вбить VIN и проверить, надо ли вам ехать в сервис. Ремонт бесплатный. Но так как машины не новые и к официальным дилерам они уже не ездят, а многие перепродаются в другие регионы, владельцы просто не знают о кампании. А у нас уже нет информации о них, так как некоторые машины перепродаются по два-три раза в силу возраста», — рассказал Autonews.ru официальный представитель российского офиса Nissan Роман Скольский.
У компании Toyota под отзыв в России попали более 400 тыс. машин. Процент тех, кто доехал до сервиса, такой же низкий — 20%. «Под сервисную кампанию попадает ряд моделей: Сorolla, RAV4, Yaris, Auris, Hilux, Alphard, Lexus ES, GX, IS и другие. Разброс по времени большой. Есть модели, произведенные почти 20 лет назад в 2001 году», — рассказала Autonews.ru официальный представитель российского офиса Toyota Наталья Астафьева.
У Subaru сервисная кампания затронула более 86 тыс. машин 2003–2014 годов выпуска. Это модели Legacy/Outback, Forester, Tribeca, Impreza и Impreza WRX. «По имеющимся у нас данным, на текущий момент кампания выполнена на 18,3%. Все работы по данной кампании выполняются бесплатно», — сообщила Autonews.ru PR-менеджер Subaru Мария Корнеева.
Как рассказали Autonews.ru в компании Honda, у них сервисная кампания тоже идет с натягом, несмотря на возможные серьезные последствия от дефекта. В России отремонтировано всего 15% машин из более чем 237 тыс. автомобилей с неисправными подушками Takata. Под отзыв попали модели Jazz, Civic, Accord, CR-V, Pilot, изготовленные в 2001–2015 годах.
Аналогичная ситуация складывается и у других брендов, чьи машины также попали под отзыв. При этом сами автопроизводители заинтересованы в максимальной огласке ремонтных работ.
Владельцы автомобилей могут проверить, попадает ли их транспортное средство под отзывную кампанию, вбив VIN-номер машины в специальном разделе сайта Росстандарта (easy.gost.ru), а также на официальных сайтах автопроизводителей.
У каждой автокомпании, автомобили которой попали под отзыв, на сайте есть раздел с указанием моделей, которые необходимо отремонтировать. Ту же информацию можно получить, обратившись к любому официальному дилеру или связавшись со службой поддержки клиентов по e-mail. В любом случае владельцу неновой машины придется проявить инициативу самостоятельно.
«При выпуске автомобилей никто из производителей не мог предположить, что произойдет с подушками безопасности через два десятилетия, так как столь продолжительная эксплуатация находится за пределами стандартных сроков службы автомобилей. Строго говоря, в случае со старыми, почти 20-летними автомобилями эта отзывная кампания является жестом доброй воли со стороны автопроизводителей, но в сложившейся ситуации бесплатная замена смертельно опасной детали — единственное правильное решение», — уверена официальный представитель Toyota Наталья Астафьева.