За и против: почему штрафы ГИБДД необходимо повышать
По поводу предложенного Минюстом проекта нового КоАП, предполагающего резкое повышение штрафов ГИБДД, продолжаются ожесточенные дискуссии. Новый премьер-министр России Михаил Мишустин уже раскритиковал проект и назвал разработанные санкции неподъемными. По его словам, в России пока не наблюдается «такого роста зарплат, чтобы настолько увеличивать штрафы».
В колонке на Autonews.ru первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков объяснил, почему увеличивать штрафы за большинство нарушений просто бесполезно. Однако многие эксперты в области безопасности дорожного движения настаивают, что индексация текущего уровня штрафов за нарушения ПДД все-таки необходима. Так, руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский уверен, что размер штрафов нужно пересчитать в соответствии с уровнем инфляции.
«Я считаю здравой идею об усилении ответственности за нарушения ПДД. Некоторые штрафы ГИБДД, особенно с учетом доходов в крупных городах и инфляции, выглядят просто смехотворно. В последний раз их индексировали примерно 10 лет назад. В 2013 году превышение скорости на 20 км/ч «стоило» те же 500 рублей. Но за это время деньги обесценились. Зато появилась скидка 50% на оплату, которая стала некой индульгенцией и превратила некоторые штрафы просто в несущественную плату за проезд. Получается, что с учетом скидок и изменения экономической ситуации за последние несколько лет минимальный штраф за превышение на 20–40 км/ч не возрос, а стал в два раза ниже.
Будет оптимально, если штрафы вырастут в два-три раза: это будет учитывать уровень инфляции, что совершенно справедливо, как и сохранение скидки на негрубые нарушения. Я считаю, что депутаты точно могут решиться ужесточить ответственность как минимум за самое популярное превышение скорости на 20–40 км/ч и поднять «цену» такого нарушения до 1500 рублей.
Дело в том, что сейчас такое превышение фиксируют исключительно комплексы фотовидеофиксации, а поскольку власти нередко используют схему государственно-частного партнерства, пользование этими камерами оборачивается убытками для бюджета. К примеру, в Московской области за штраф в 500 руб. владельцу камеры выплачивается 230 руб., и еще 40 руб. стоят почтовые услуги. Если водитель оплатит постановление в течение 20 льготных дней, получается, что его штраф нанес бюджету убыток.
Но еще выше штрафы делать нельзя — это вызовет огромное недовольство водителей. Пугать водителей жесткими наказаниями и получать эффект можно только до определенного момента, потом профилактический эффект теряется. К примеру, в Москве подняли в два раза штраф за неоплату парковки. За это штрафуют на 5000 руб., и нет сомнений, что вас сфотографируют в случае неоплаты.
Но штрафы все равно есть, и их немало. Получается, что люди все равно не платят. Но вряд ли они делают это намеренно — это происходит из-за ошибок. И то же самое с постановлениями ГИБДД — большинство водителей не хотели нарушать, а просто ошиблись. За осознанные нарушения ответственность действительно должна быть выше, но поднимать штраф в шесть раз за такое мелкое нарушение несправедливо.
Заядлых лихачей штрафы могут и не испугать, поэтому возможность лишать прав после трех грубых нарушений как раз кстати. Да, их могут оформить только сотрудники ГИБДД, которых на дорогах не так много. Но у наглого автохама все-таки есть все шансы попасть в поле зрения инспекторов в течение года.
Что касается ужесточения за нетрезвое вождение, то оно будет эффективно, только если подозреваемым придется вносить залог за транспортное средство. Потому что сейчас злостные нарушители ездят пьяными, их лишают прав, и они снова и снова садятся за руль, уже будучи лишенцами. Их не пугают штрафы, они их просто не платят. А если они будут точно знать, что останутся без машины, если не заплатят 30 тыс. руб., которых у них может и не оказаться, то за руль не сядут. Это действенная мера, она хорошо проявила себя в Белоруссии — машины там конфискуют у собственников, которые, может, и не садились сами за руль, но потом просто не подпускали к своим машинам любителей выпить.
Нужно понимать, что даже относительно низкие штрафы компенсируются количеством оформленных постановлений. В 2019 году водители получили 131 млн штрафов ГИБДД, в основном нарушения фиксировались в автоматическом режиме. Это больше, чем в Англии, Франции и Германии, вместе взятых. И получается, что количество камер фиксации на один километр у нас в несколько раз больше, чем во многих развитых странах, а ездить там пока еще гораздо безопаснее. Потому что безопасность на дорогах в Европе в первую очередь достигается не высокими штрафами и не камерами, а грамотной организацией дорожного движения. Именно ею и повышением качества дорог нужно заниматься в первую очередь.