«Грязь может запутать камеры». Как распознают нечитаемые номера
Аномально теплая зима принесла на российские дороги грязь, лужи и жижу из мокрого снега. Все это налипает на автомобильные номера и накрепко примерзает. Но водители не спешат протирать таблички, надеясь, что камеры фотовидеофиксации в случае нарушения ПДД их просто не увидят. А иногда специально наносят искусственную грязь, чтобы обмануть комплексы фиксации нарушений. Эксперты предупреждают, что в таких случаях инспекторы ГИБДД могут лишить прав.
Если автомобильный номер плотно покрыт грязью или залеплен снегом, его не распознает ни одна камера, уверен руководитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин. По его словам, точность работы комплексов зависит от освещенности участка и ракурса, под которым проезжают объекты, но грязь — это главная преграда.
«Грязь иногда дает читаемый рельеф. Но если вы сами, глядя на номер, не можете прочитать цифры и буквы, то и камера этого сделать не сможет, — признался Ласкин. — Особенно если все происходит в темное время суток, а на дорогах много автомобилей — в таких условиях статистика выявления нарушителей обычно падает. Конечно, если госномера лишь немного покрыты грязью, нельзя говорить, что в 100% случаев распознать номер не получится, но чем толще слой грязи, тем ниже процент распознавания».
По словам эксперта, у всех камер работает алгоритм, который в случае сомнений автоматически отбраковывает сомнительные материалы. Тогда они просто не попадают в центры обработки информации. Это делается для того, чтобы избежать ошибочных постановлений. Иногда камера думает, что считала госномер, но она может ошибаться, поскольку все ГОСТы для работы подобных комплексов создавали под автомобили с чистыми номерами.
«Грязь может запутать камеры, ведь их «зрение» очень похоже на человеческое, — объяснил Ласкин. — Так, камера видит цифру, создается некий ассоциативный ряд, принимается решение, что цифра похожа на 8, а это на самом деле 0 с комком грязи посередине. Поэтому в наших камерах алгоритм такой: если устройство номер распознало, но вероятность ошибки выше 20%, эти данные просто идут в поток, например, для сбора статистических данных или же для розыскных мероприятий. В центры обработки они просто не попадут: материалы для штрафов формируются только при уверенности на уровне 99%».
Эксперт признается, что проблема езды с грязными номерами стоит остро и пока с помощью камер не получается фиксировать все нарушения. Прогрессивные технологии, которые предлагалось внедрять при создании госномеров, пока себя не оправдали. К примеру, идея устанавливать в номера специальные чипы не прошла дальше стадии обсуждения. По этой причине сотрудники ГИБДД регулярно проводят рейды и требуют у водителей удалять с табличек снег и грязь. По оценке Ласкина, вопрос грязных знаков окончательно решится только тогда, когда камеры заменят радиовизоры, способные считывать госномера.
В свою очередь, представитель компании «Технологии распознавания» (производитель комплексов «Автоураган») Сергей Кусов уверяет, что камеры могут считывать даже загрязненные знаки, хоть и с определенными ограничениями. Но в качестве доказательной базы собранные при помощи искусственного интеллекта данные использовать не получится. Информация не подойдет для оформления штрафов, поскольку камеры иногда, как мозаику, по кусочкам собирают данные о госномере автомобиля на всем пути его следования. Искусственный интеллект на этом основании делает вывод, какой у автомобиля номер, но четких фотографий, на которых виден момент нарушения, сделать не получается.
В качестве примера эксперт привел ситуацию с комплексами фиксации, которые замеряют среднюю скорость автомобилей на отдельном участке. Так, все работающие камеры по очереди фиксируют номер автомобиля-нарушителя. Если он загрязнен, искусственный интеллект все равно анализирует каждое изображение, сопоставляет их с базами данных, собирает в единую картину и таким образом «понимает», что это за номер. Камера определяет, что конкретный автомобиль нарушил ПДД, а искусственный интеллект «достраивает» для нее информацию о госномере.
«Но этого недостаточно для доказательной базы. Мы не можем прислать постановление с фотографией, где номер едва виден, и указать, что искусственный интеллект точно определил, что это автомобиль нарушителя, — говорит Кусов. — Поэтому такой материал уходит в брак. Тем не менее эти данные подходят, к примеру, для розыска угнанных машин. А технологии будут развиваться».
Специальная автомобильная грязь, которую некоторые водители намеренно наносят на госномера (такие действия подпадают под ч. 2 ст. 12.2 КоАП и наказывается либо штрафом в 5 тыс. рублей, либо лишением прав на срок до 3 мес.), по оценке Кусова, действительно способна поставить камеры в тупик. Природные явления также значительно снижают эффективность работы комплексов.
«Если идет снег, особенно мокрый, он налипает на номера, а вся грязь с машин летит на номерные знаки следующего впереди автомобиля, — рассказал Кусов. — В таких условиях процент распознавания номеров падает до 50%. Потому что снег еще и забивает общую картинку на пути зрения камеры. Из 24 часов в сутки мы плохо «видим» около 10% времени».
Чтобы камеры фиксации работали более эффективно, по словам Кусова, места работы камер должны быть лучше освещены. А комплексы должны работать в обоих направлениях — то есть фотографировать не только передний номер автомобиля, но и задний. В таком случае, по оценке эксперта, на тысячу проверенных номеров будет приходиться лишь один нераспознанный.
В свою очередь, в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) не раз рассказывали, что если госномер чистый, камеры смогут распознать его в 99% случаев. «Камера не увидит номера, только если их снять или замазать толстым слоем грязи. Благодаря ИК-поддержке камера даже видит немного больше, чем человек», — говорили представители ЦОДД в интервью Autonews.ru.
Инспекторы ГИБДД регулярно проводят рейды против автомобилей с грязными номерами. Большинству водителей удается отделаться предупреждениями или штрафом в 500 рублей. Но если инспектор посчитает, что госномер залеплен специально, есть риск остаться без прав.
Адвокат Александр Леманн уверен, что любой добросовестный инспектор ГИБДД сможет точно определить, нанесена грязь на госномер случайно или специально. «Если используется грязь из баллончика, то она фиксируется очень плотно, просто стереть ее тряпкой не получится, — говорит эксперт. — Поэтому если вас остановил инспектор и говорит о самом жестком наказании, лучше сразу же протереть номер. Лучше сделать это под запись — проговорить, что устраняете недостаток на месте, что грязь налипла в ходе поездки и что она легко оттирается. Видео всегда лучше любых слов».
Леманн признает, что в большинстве случаев автомобилисты не протирают госномера именно в надежде скрыться от камер — в таком случае наказание в виде лишения прав он считает обоснованным. Особенно в случаях, когда некоторые специально при помощи снега или краски изменяют госномера и штрафы получают совсем другие водители.