«Курс на Марс». Главные события года по версии Autonews.ru
2019 год подарил немало событий, которые если не изменили автомобильный рынок, то как минимум оказали на него какое-то влияние либо окажут его в определенной перспективе. Электрокары становятся все заметнее, продажи уходят в Сеть, а порядок на российских дорогах становится все более осязаемым. Сотрудники редакции вспомнили и описали то, что показалось им наиболее важным в этом году.
Новость о том, что АвтоВАЗ выкупил американскую половину СП GM-АВТОВАЗ, была подана довольно буднично, но мне это событие кажется почти эпохальным. В 2001 году создание СП казалось вынужденной мерой ради сохранения почти готовой разработки, а союз с американцами обещал перспективные технологии. Новая «Нива» уткнулась в тупик развития и быстро устарела, вкладываться в нее не хотел никто, а после сворачивания бизнеса General Motors она повисла на плечах бывших партнеров мертвым грузом.
Еще обиднее была потеря легендарного имени, а к вазовской аббревиатуре 4x4 никто так и не привык. «Нива» — и старая, и новая — для всех оставалась «Нивой», и в том, что знаменитое на весь мир имя снова принадлежит марке Lada, чувствуется какая-то вселенская справедливость.
Что именно АвтоВАЗ будет делать с двумя старыми машинами, не совсем ясно. Будущая Lada 4x4 строится на французском шасси, но и нынешняя устаревшая архитектура наверняка еще послужит, иначе не было смысла выкупать целый завод. В любом случае «Нива» или Niva на рынке останется, и это точно будет что-то такое, на чем не стыдно будет выезжать на нормальное бездорожье.
Спустя четыре года после дизельгейта Volkswagen смог не только оправится от громкого скандала, но и совершить настоящую революцию, которую сами немцы сравнивают с переходом от Beetle к Golf. Новая страница в истории компании — это запуск модульной платформы MEB, которая стала основой для целого семейства недорогих автомобилей с электрическими моторами. Важность перемен немцы решили подчеркнуть с помощью смены эмблемы и презентации звукового логотипа, пришедшего на смену рекламному слогану Das Auto.
Первенцем электрической линейки стал пятидверный хэтчбек ID.3, и теперь кажется, что на него равняется даже новый Golf. Электрокар может проехать на одной зарядке до 550 километров и имеет электромотор мощностью 204 л. с., а максимальная скорость ограничена 160 км/ч, вполне достаточными для городского электрокара. В ближайшем будущем Volkswagen представит компактный кроссовер ID.4, потом — минивэн и седан, а к 2025 г. запустит в серию более 20 автомобилей с электрическими силовыми установками. Вне зависимости от того, нравится нам это или нет.
В этом году я побывал почти на всех значимых мотор-шоу в Женеве, Франкфурте, Нью-Йорке, Токио и Лос-Анджелесе. И все они понизили статус. Изменения видны даже по сравнению с прошлым годом: все больше производителей отказываются участвовать в выставках, а те, кто все-таки приезжает, не торопятся привозить на автосалоны свои самые ожидаемые новинки. Компании предпочитают выбирать локальные мероприятия, считая это более выигрышной тактикой.
В итоге тает общая площадь выставок, количество павильонов. Даже прежде монструозный Франкфурт уже вполне можно обойти на одном дыхании. В Токио закрыли несколько залов, а второй павильон вынесли за пределы экспоцентра в 15 минутах пути на специальном автобусе. Но стоит ли жалеть?
Нельзя сказать, что я люблю автосалоны, но они для меня всегда были одним из столпов автомобильного мира. Впрочем, все меняется: машины из фетиша превращаются в простой предмет потребления и любую из них вскоре можно будет заказать через интернет. Хотя вскоре вектор предпочтений брендов может вновь поменяться. Не исключено, что уже в следующем году.
В августе этого года электрокар Tesla Roadster сделал первый полный оборот вокруг Солнца. Машина, принадлежащая главе «Теслы» и SpaceX Илону Маску, была отправлена еще в прошлом году на ракете-носителе Falcon Heavy в качестве балласта, призванного продемонстрировать грузоподъемность корабля. Теперь родстер с сидящим за рулем манекеном астронавта в скафандре на огромной скорости примерно в 6,3 световых минуты (12 км в секунду) движется в сторону Марса. Согласно предварительным расчетам, машина должна подлететь к нему на минимальное расстояние уже в следующем октябре.
В «Марсианской трилогии» писателя Кима Стенли Робинсона, опубликованной в середине 90-х, первый землянин ступил на поверхность Красной планеты как раз в 2020 году. Четверть века назад американский фантаст вряд ли мог предположить, что в реальной жизни обычный автомобиль приблизится к Марсу раньше человека. Но это история не о том, что прогресс не всегда идет так, как предполагали наши предки. А о том, что мир по-прежнему меняют энтузиасты-одиночки вроде Маска — то ли сумасшедшие, то ли гениальные.
2019-й — это год смерти крупнейших автосалонов (Женева, Франкфурт, Лос-Анджелес), щедрых подарков (Tesla от Маска для Лукашенко) и невероятных камбэков (Opel вернулся в Россию). А еще — год войны с тонировкой.
Жесткие заявления ГИБДД, массовые рейды и реальные аресты за темную пленку на передних стеклах — это то, чем мне больше всего запомнился 2019-й. В мае полиция отчиталась о 45 тыс. штрафов, то есть на тот момент с запрещенной тонировкой ездило более 1% автопарка Москвы. Чудовищная цифра. В ноябре количество тонированных машин достигло уже 164 тысяч! Причем тех, кто попадался во второй раз, даже отправляли за решетку.
Юристы разводили руками: «С точки зрения законодательства здесь все справедливо — водители не исполняют законных требований полицейских». Но, кажется, не помогло даже это: в декабре на дорогах по-прежнему много машин с тонировкой, а экипажи ГИБДД не всегда могут производить замеры — часто у них просто нет приборов, либо погодные условия не позволяют этого сделать. Не знаю, как вам, а мне все это очень напоминает историю с блокировкой Telegram.
Дискуссия об отмене нештрафуемого превышения скорости на 20 км/час превратилась в перетягивание каната. В начале года в ГИБДД уверенно заявляли, что все дорожные знаки нужно воспринимать однозначно, и предполагали, что отказаться от этой поблажки для водителей получится за пару лет. Глава ведомства Михаил Черников стал прямо говорить, что сделать это необходимо. Вице-премьер Максим Акимов также поддержал снижение порога до 10 км/час. А в сентябре даже МВД в лице замначальника ГИБДД России Владимира Кузина поддержало идею.
Казалось бы, все решено и осталось только дождаться нового КоАП. Однако премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с населением признался, что «эти 10 км очень часто на машине не ловятся даже самим водителем». И уже на следующий день в МВД заявили, что не поддержали отказ от +20 км/час. В ГИБДД от своей позиции отказываться не стали — там продолжили настаивать, что знаки водители должны воспринимать без лишней математики.
А в правительстве подождали, пока пройдет пресс-конференция Владимира Путина. Этот вопрос там не всплыл, и на следующий день, 20 декабря, Акимов вновь заявил, что автомобилистов будут отучать интуитивно прибавлять к скорости лишние +20 км. Для начала — на тестовых участках.
Год принес много: первый внедорожник Aston Martin, электромобиль Porsche, пикап Tesla… Но событие, которое действительно изменит автомобильный мир, — объединение FCA и PSA. Хотя для людей, пристально следящих за индустрией, оно было не таким уж и неожиданным. Итальянско-американский концерн давно искал партнера и рассматривал вариант объединения с Renault, но эту сделку не поддержало французское правительство. А вот объединение с другим гигантом властям пятой республики почему-то показалось не столь критичным.
Когда происходят столь масштабные тектонические процессы, роль личности резко возрастает. А здесь их сразу две. С одной стороны расчетливый и холоднокровий Карлос Таварес, прошедший школу Карлоса Гона. С другой — американский британец Майкл Мэнли, работавший бок о бок с жестким и бескомпромиссным Серджио Макионне.
Пока они жмут друг другу руки и счастливо улыбаются. Но все может измениться в фазе реальных действий с производственными площадками и R&D-центрами. Вот тогда и начнется столкновение разных сфер интересов. Уверен, что будет интересно.
Хотим мы того или нет, но электромобилей в нашей жизни будет все больше, а настоящих бензиновых — все меньше. Но я все еще тешу себя надеждой, что машины с классическим ДВС не исчезнут окончательно, как динозавры, превратившись в ископаемые.
Последние несколько лет стартапы разного калибра с завидной регулярностью представляют новые проекты на электрической тяге, а автомобильные концерны в срочном порядке перекраивают свои бизнес-планы под производство моделей на электротяге. В 2019-м всеобщее помешательство на электричестве привело к тому, что даже классические ретропроекты на очередном тюнинг-шоу удивляют не табуном лошадиных сил под капотом, а количеством километров на одном заряде батареи.
Но повод для радости все-таки есть. Ведь этот год подарил нам еще и удивительный Porsche Taycan — электрокар без каких-либо компромиссов, снисхождений и сносок внизу страницы мелким шрифтом. Если уж и пересаживаться в электрокар, то пусть он будет таким. Или как минимум не хуже.
В автомобильном мире, где все распланировано наперед, есть один человек, который всегда идет вопреки системе. Пикап Tesla Cybertrack выглядит так, будто Илон Маск после просмотра «Бегущего по лезвию» заснул, да так и остался в своем воображаемом мире.
Премьера этого автомобиля в ноябре перечеркнула все другие новинки года. То, о чем можно было только фантазировать, компания Tesla воплотила в жизнь. И весь мир теперь пытается понять: это все еще шутка или так действительно можно делать? Шокирующая внешность Cybertrack разрывает все шаблоны, не оставляя равнодушных. Одни считают, что это максимально современно и круто, другие — что Маск просто сошел с ума.
А пока Илон Маск рассекает на своем пикапе по ночным клубам Калифорнии, люди гадают, как быстро Cybertrack провалит краш-тесты на безопасность пешеходов. В то время как мир отказывается от граненых форм, торчащих значков и маскотов, Cybertrack пугает одним только видом. И пока общественность прикидывает, стоит ли эта машина своих базовых 40 тыс. долларов, журналисты терпеливо ждут честных отчетов от безопасников. Может, пикап из космоса — не такая уж и плохая идея?