Подкачка на ходу и собачий режим: самые интересные разработки года
Маленький хэтчбек с характеристиками суперкара, круиз-контроль с машинным обучением и салон, в котором не чихаешь: автопроизводители в уходящем году придумали немало интересных систем и технологий. Некоторые из них чрезвычайно сложны, а другие, наоборот, просты, как дважды два. Что, впрочем, не делает их менее важными для нашего комфорта и безопасности.
Самый производительный в мире серийный двигатель с четырьмя цилиндрами дебютировал этим летом на хэтчбеке Mercedes-AMG A45 и седане CLA 45 нового поколения. С двухлитрового мотора, в котором применили технологии из мира суперкаров, сняли невероятные 421 л. с. и 500 Н·м крутящего момента при отсечке в 7200 об/мин. При этом немцы обошлись без новомодных электрических турбин и вспомогательных моторчиков с дополнительными аккумуляторами.
Множество решений позаимствовано у четырехлитровой «восьмерки» суперкара AMG GT. В частности, на валах двухпоточного компрессора установлены специальные роликовые подшипники, позволяющие сгладить трение внутри самого нагнетателя, а также улучшить его отдачу. Сам агрегат повернут вокруг своей оси на 180 градусов — ради того, чтобы впускной коллектор располагался спереди, а впускной вместе с турбиной — сзади. Такая схема позволила сделать более аэродинамически выверенную конструкцию и улучшить работу компрессора.
Мотор, работающий в паре с восьмиступенчатым «автоматом» и полным приводом, наделил небольшой хэтчбек возможностями суперкара. Mercedes-AMG A45 S набирает первую «сотню» всего за 3,9 с — так же, 600-сильный Aston Martin DB11, и быстрее, чем, например, новый Porsche 911 Carrera.
В 2019 г. компания Hyundai присоединилась к гонке разработчиков летающего такси, наняв опытных специалистов из NASA, создала подушку безопасности принципиально нового типа, а также анонсировала инновационную систему шумоподавления, которая позволит в будущем существенно экономить на изоляционных материалах. Кроме того, корейцы активно работают над беспилотными технологиями, в том числе вместе с российским «Яндексом».
Одной из стадий перехода на автоматическое управление станет появление первого в мире «умного» круиз-контроля от Hyundai, способного распознавать индивидуальные особенности вождения автомобилиста и управлять машиной в схожем стиле. Технология SCC-ML (Smart Cruise Control-Machine Learning) позволит забыть о необходимости ручного внесения основных параметров движения, но при этом компьютер сможет самостоятельно применить уникальные настройки согласно предпочтениям человека.
Работает это так: искусственный интеллект с машинным обучением анализирует данные со сложного комплекса датчиков, фронтальной камеры и радара, определяя стиль вождения человека по трем основным параметрам. Так, он фиксирует расстояние до впередиидущих машин, интенсивность ускорения, скорость реакции водителя, а также учитывает поддержание безопасной дистанции как в городе, так и на скоростной трассе. SCC-ML способна различать более 10 тыс. разных стилей езды и создавать собственный уникальный алгоритм, максимально адаптированный под поведение того или иного водителя. При этом сценарии с агрессивной ездой и прочими действиями, способными привести к ДТП, будут автоматически вычеркнуты из памяти.
Над целым перечнем технологий, призванных упростить жизнь водителя, работает и Jaguar Land Rover (JLR). В частности, британцы трудятся над системой снятия стресса за рулем, ведут разработку трехмерного проекционного дисплея нового поколения, а также доводят до ума особый сенсорный руль, который сможет подсказывать водителю путь, не отвлекая его от дороги.
А еще в JLR «обкатывают» на новом Defender систему удаленного управления, которая позволит водителю рулить внедорожником, находясь за пределами кабины. Таким образом, специальная функция позволит с большей точностью выполнять маневры на сложном бездорожье в условиях ограниченного пространства.
Разработчики отмечают, что архитектура нового «Дэфа» была изначально разработана с учетом применения данной технологии. Британцы считают, что даже самый современный комплекс камер и датчиков пока не способен заменить живого человека, который с гораздо большей точностью может оценить конкретную ситуацию, стоя рядом с автомобилем.
Фирма Continental разработала инновационные автомобильные покрышки под названием C.A.R.E. (Connected. Autonomous. Reliable. Electrified.). В шинах установлены специальные датчики, в режиме реального времени собирающие и анализирующие ряд важных данных о глубине рисунка протектора, давлении внутри, температуре и повреждениях. Все эти сведения попадают в облачное хранилище, откуда перенаправляются на мобильное устройство водителя.
Кроме того, в сами покрышки встроены специальные насосы, которые способны поддерживать необходимое давление. При разгоне в устройствах под влиянием центробежной силы задействуется лопастная помпа, генерирующая сжатый воздух, который накапливается в небольшом хранилище. Если электроника решит, что шине необходима подкачка, то воздух незамедлительно поступит обратно в камеру.
Пока это всего лишь концептуальная разработка, однако в Continental заявили, что в дальнейшем такие покрышки станут незаменимыми в сервисах роботизированных такси. Они позволят существенно снизить расходы, так как постоянное поддержание оптимального давления уменьшит потребление топлива и электроэнергии.
Компания Skoda подготовила для нового хэтчбека Scala технологию для защиты автомобилистов, страдающих аллергией на пыльцу. Она призвана избавить таких людей от необходимости постоянно пить таблетки, вызывающие сонливость, или ездить с постоянно закрытыми окнами.
Гипоаллергенная система использует специальный салонный фильтр с датчиком чистоты воздуха, который призван реагировать на частицы аллергена. В случае обнаружения пыльцы компьютер моментально заблокирует внешние воздухозаборники и переведет систему кондиционирования в режим рециркуляции воздуха.
Кроме того, климатическая установка оборудована сенсорами температуры и влажности, а также солнечным датчиком, способным отслеживать интенсивность света и направление лучей. На основе полученной информации система самостоятельно выбирает оптимальную температуру в разных частях салона.
Tesla регулярно придумывает что-то новое. Скажем, американцы постоянно совершенствуют систему полуавтоматического направления Autopilot, которая предотвратила кучу аварий и уберегла от наезда на бесчисленное множество диких животных. Кроме того, недавно Tesla выпустила глобальное обновление для своего мультимедийного комплекса, позволяющего, например, смотреть видео с YouTube и Netflix, а также играть в компьютерные игры.
Впрочем, одной из самых полезных разработок «Теслы» в 2019 г. стал специальный режим Dog Mode, который позволяет владельцам электрокаров оставлять в салоне домашних животных без присмотра. При активации собачьего режима климатическая установка продолжит вентилировать внутреннее пространство и поддерживать там комфортную температуру.
При этом на дисплее мультимедиа появится сообщение: «Мой хозяин скоро вернется. Со мной все в порядке, не волнуйтесь». Таким образом система предупреждает случайных прохожих, которые, заметив запертое в жару животное, могут вызвать полицию или даже разбить окно. Если аккумулятор будет близок к разрядке и не сможет поддерживать работу кондиционера, то водитель получит соответствующее сообщение на смартфон.
А вот в России ведут разработку специального мобильного приложения, которое призвано повысить безопасность пешеходов, перемещающихся по улицам в наушниках или уткнувшись в смартфон. По статистике, большинство наездов на людей происходит из-за невнимательности самих пешеходов, переходящих дорогу на красный свет.
Система на базе искусственного интеллекта будет собирать и обрабатывать данные об автомобильном движении около «умных» светофоров, общающихся между собой. Программа сможет учитывать множество факторов, в том числе скорость и интенсивность трафика, а также погодные условия.
В случае приближения автомобиля приложение, работающее в фоновом режиме, будет посылать владельцу смартфона сигнал об опасности. Старт тестирования новой системы запланирован на конец 2020 года. Испытания пройдут в Самаре, Волгограде, Томске, Курской, Тамбовской и Московской областях.