Оформляют бамперы, попадают под КамАЗы: что делать после ДТП на трассе
Серия серьезных аварий произошла за последнее время на столичной МКАД. Из-за мелких ДТП автомобилисты останавливались на магистрали в ожидании ГИБДД, а не успевшие вовремя среагировать другие участники движения врезались в стоящий транспорт и устраивали куда более серьезные происшествия.
Эксперты, участвующие в организации дорожного движения, предупреждают: при ДТП на всех дорогах, обозначенных знаками «Дорога для автомобилей» и «Магистраль», нужно как можно быстрее съехать на обочину, чтобы избежать наезда сзади и не рисковать жизнью. Однако автомобилисты спорят: в ГИБДД могут посчитать такие действия оставлением места ДТП, а страховые компании откажут в выплатах.
Замруководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы Александр Евсин привел классический пример аварии, последствия которой могли бы быть не такими тяжелыми.
«Небольшое ДТП. Два участника стоят в левой полосе движения и в них врезаются сзади. Итого в начале оформления — помятые бамперы, в конце — двое пострадавших и три сильно разбитые машины. А кто-то сейчас рисует в статистике очаг аварийности и будет там шумовые полосы и 80 км/ч вводить. Хотя причина понятна и абсолютно доказана. Нельзя останавливаться в полосе движения скоростной дороги», — написал Евсин в своем фейсбуке.
Запись в facebook пользователя Александр Евсин
Эксперт предупреждает, что на всех магистралях после ДТП необходимо обязательно уйти с траектории скоростного движения при любой возможности: «Люди, которые понимают опасность, никогда не ждут трагедии, оформляя бамперы в полосе скоростной дороги. Возникнут сложности с оформлением ДТП? Возможно, возникнут. Но это трудности поправимые и не связанные с угрозой жизнью и здоровью. А вот наезд условного КамАЗа сзади непоправим и статистически практически неизбежен».
Евсин уверен, что ожидание оформления ДТП в полосе движения скоростной магистрали связано с чудовищной опасностью гибели и тяжелых травм. «Никогда не стойте в полосе движения скоростных дорог, ожидая оформления ДТП. Съезжайте на обочину или ближайшее безопасное место и там оформляйте ДТП», — пишет он.
Сомневающимся водителям замруководителя ЦОДД советует руководствоваться требованием п. 16.2 ПДД, согласно которому при вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу — правее линии, обозначающей край проезжей части. Кроме того, в КоАП существует статья «Крайняя необходимость». В соответствии с ней гражданин вправе нарушить требования административного кодекса, если выполнение требований связано с угрозой жизни и здоровью.
«Приведу аналогию. Случилось мелкое ДТП на железнодорожном переезде. Никто ведь не будет стоять на переезде, оформляя поврежденный бампер? Так никто и не делает никогда. Потому что там опасность понятна и очевидна. Люди сразу понимают, что поезд снесет машины, и это вопрос лишь времени», — добавил Евсин.
Водители, в свою очередь, рассказали, что сталкиваются с такими опасными ситуациями практически каждый день. «Симферопольский бульвар, авария, крайний левый ряд, три машины. Чуть раньше начали люди тормозить — еще три машины собрались, потом сзади еще две», — рассказал один из автомобилистов.
«На МКАД чуть не собрал «паровоз» на грузовике: скорость 90 км/час, впереди грузовик резко перестраивается, и я наблюдаю автомобили на «аварийке». Аварийный знак выставлен за десять метров от них. Мокрый асфальт, тормозил около 50 метров. Увернуться некуда: сплошной поток по бокам. А всего-то лишь чуток отвлекся, читая на ходу пришедшее сообщение. Я аварийный знак раскатал и остановился в сантиметрах от машины. Оказалось, что это такси, и в случае с юрлицами обязательно присутствие инспектора ГИБДД. На МКАД постоянно народ бьется из-за этого. Неделю назад на участке в 30 км было несколько «паровозов» по 5-6 машин», — поделился другой водитель в дискуссии у Евсина.
При этом мнения автомобилистов разделились: кто-то признается, что «страх перед ГИБДД притупляет разум», поэтому они остаются ждать на дороге. Другие же уверены, что готовы остаться без страховки и даже прав, главное — побыстрее покинуть опасное для жизни место.
Регулярно сталкивающийся с оформлением аварий адвокат Александр Леманн признает, что для того, чтобы ДТП считалось оформленным по правилам, его участникам нужно сделать все замеры и подписать документы. То же самое говорится и в руководстве для водителей от МВД России.
При этом без сотрудников ГИБДД можно оформить только аварии с участием двух автомобилей с ущербом до 400 тыс. рублей без погибших и пострадавших, а оба участника ДТП должны между собой договориться. При согласии сторон покрывается ущерб до 400 тыс. рублей. Если же участников ДТП больше или ущерб выше, то без сотрудников ГИБДД не обойтись. Кроме того, с 1 ноября в России заработало новое мобильное приложение «Помощник ОСАГО» для оформления европротокола в режиме онлайн — пока в пяти регионах.
Напомним, что предварительно перед местом аварии нужно выставить предупреждающий знак: в населенном пункте за 15 метров, а вне населенного пункта — за 30 метров.
«Согласно ПДД, сначала делаются замеры, фотографии, подписываются документы, и только после этого участники могут разъехаться, — объяснил Леманн. — Другое дело, что не все водители знакомы с правилами оформления аварий. Это большой стресс, если люди находятся на оживленной трассе или на дороге в темноте. Конечно, оставаться долго на проезжей части — опасно для водителей, а стоящие машины мешают движению».
Адвокат добавил, что страховые компании будут использовать любой способ для отказа в выплатах, и автомобилисты это понимают. «Положение для оказавшихся в такой ситуации автомобилистов очень сложное. Сотрудников ГИБДД сократили, они пользуются возможностью не приезжать либо едут по несколько часов. Даже если можно обойтись без полицейских, сами водители могут просто не уметь правильно оформлять аварии — этому не учат в автошколах, люди теряются, звонят с трасс узнавать, как это сделать», — рассуждает эксперт.
Выходом из положения, по его оценке, стало бы обучение начинающих водителей оформлению ДТП с помощью европротоколов и приложений еще в автошколах. С одновременным ужесточением ответственности по ст. 12.27 КоАП за неубранный с дороги автомобиль. Сейчас за такое нарушение действует штраф в 1 тыс. рублей, но фактически эта норма не работает.
Как уточнил адвокат, в случае если водитель врезается в группу уже стоящих после ДТП машин, он автоматически признается виновным в этой ситуации. Однако в ГИБДД будут также выяснять, правильно ли был выставлен знак.
О том, что теоретический экзамен для будущих водителей в итоге будут усложнять и дополнять новыми вопросами, недавно уже рассказывали в ГИБДД. Как объяснил заместитель начальника отдела организации регистрационно-экзаменационной деятельности ГИБДД России Николай Гиляков, в список вопросов добавят пункты об основах безопасности вождения ТС, медицинской помощи, а также моменты, связанные с психологической подготовкой автомобилиста.
Это сделают для того, чтобы будущие автомобилисты лучше ориентировались в дорожном движении, могли предвидеть развитие событий и поведение других водителей. Пока в ГИБДД не раскрыли список новых вопросов, поэтому можно предположить, что и вопросы о правилах оформления ДТП в нем также появятся.