Вопросы с подвохом и езда без баллов: как изменится экзамен на права
С 1 октября 2020 года кандидаты в водители будут по-новому сдавать экзамены на права в ГИБДД. Кроме анонсированного ранее объединения «площадки» и «города» автомобилистов ждут не менее серьезные изменения и в теоретической части.
Нововведения заработают только через год — этого времени должно хватить на подготовку экзаменаторов от ГИБДД, которые будут тестировать будущих водителей, а также автошкол, которые имеют полное право пересмотреть свои программы подготовки и внести в них коррективы.
В ГИБДД решили добавить больше жизненных вопросов в теоретическую часть. Сейчас кандидаты прорабатывают и заучивают 800 вопросов и ответов на них (40 билетов по 20 вопросов в каждом). Чтобы будущие автомобилисты лучше ориентировались в дорожном движении, могли предвидеть развитие событий и поведение других водителей, Госавтоинспекция расширит этот список. При этом не всегда четкое следование ПДД будет считаться правильным ответом — кандидатов в водители научат предугадывать опасные ситуации.
«Вопросы, которые сейчас содержатся в теоретической части экзамена, в первую очередь направлены на проверку знания ПДД кандидатами, — объяснил заместитель начальника отдела организации регистрационно-экзаменационной деятельности ГИБДД России Николай Гиляков. — Но, как показывает международная практика, знание конкретных пунктов ПДД не всегда помогает в реальной обстановке. Нужно обучить кандидата в водители так, чтобы он мог предвидеть возникновение опасных ситуаций и избегать их. Для этого мы предполагаем значительно увеличить количество задач в рамках теоретического экзамена».
В список вопросов добавят пункты об основах безопасности вождения ТС, медицинской помощи, а также моменты, связанные с психологической подготовкой автомобилиста. Текущую редакцию вопросов также серьезно переработают. Часть новых вопросов и ситуаций, которых не существовало в текущей редакции экзаменационных вопросов, подсмотрели в других странах. Например, в Швеции, где действует национальная программа по снижению смертности Vision Zero.
«Кандидаты могут знать, как себя вести на дороге согласно правилам, — уточнил Гиляков. — Но иногда нужно отступить от своего преимущества и предоставить его тому, у кого его нет. Нужно понимать, что иногда так нужно поступить, просто чтобы не случилось ДТП».
В ГИБДД также привели несколько примеров неоднозначных ситуаций, с которыми придется в будущем разбираться кандидатам. «Водитель едет по дороге в крайней правой полосе на скорости 80 км/час. Он видит, что справа идет примыкающая дорога, а находящийся на ней другой водитель собирается выехать на трассу. И нужно будет выбрать, как вести себя в такой ситуации. Например, не снижая скорости, ехать по своей полосе согласно ПДД либо сначала проанализировать ситуацию. Можно предположить даже на 1%, что второй водитель может вас не заметить, и поэтому, для исключения возможной опасной ситуации, стоит снизить скорость или же перестроиться влево. Да, по ПДД так делать необязательно, но иногда нужно отказаться от своего преимущества на дороге, чтобы избежать столкновения», — пояснил Гиляков.
Он привел еще одну ситуацию с велосипедистами. К примеру, водитель едет по главной дороге, с левой стороны идет примыкание второстепенной дороги. Перед ним справа по обочине двигаются три велосипедиста. Первый поворачивает на второстепенную дорогу примерно в 100 м впереди. Двое велосипедистов пока едут по обочине.
«Вы можете выбрать: не снижая скорости проехать прямо, потому что вы едете по свободной полосе, а спереди никого нет, либо проанализировать ситуацию и предположить, что раз первый велосипедист поехал налево, то и его спутники также совершат такой маневр, хотя пока они не подают никаких сигналов. И заранее притормозить, чтобы оценить действия велосипедистов и, опять-таки, избежать возможного столкновения», — рассказал Гиляков.
Сколько именно новых вопросов появится после переработки административного регламента, в ГИБДД не уточнили. Там подчеркнули, что обновленная теоретическая часть должна заработать одновременно с внесением в административный регламент изменений в практическую часть, но не исключили, что это может занять больше времени.
При сдаче практического экзамена на права ГИБДД планирует изменить балльную систему. Предполагается, что нововведение может заработать также с октября следующего года. Сейчас в России действует система штрафных баллов, введенная 1 сентября 2016 года. Мелкие ошибки «стоят» от 1 до 3 баллов, грубые — 5. Если кандидат в водители за полчаса поездки по городу наберет пять штрафных баллов, то экзамен будет считаться несданным.
«Сейчас получается, что кандидат в водители нарушает ПДД, по идее его надо привлекать за это к административной ответственности, а мы считаем штрафные баллы. Мы пытаемся от этого уйти, — сказал представитель ГИБДД. — Мы хотим прийти к системе, в которой экзаменатор будет оценивать не нарушения, а те навыки и умения, которые кандидат приобрел в рамках обучения».
Любой маневр экзаменатор будет оценивать поэтапно. «Например, при повороте с главной дороги на второстепенную инспектор оценит, снизил ли кандидат скорость перед поворотом. Снизил — молодец. Принял левее там, где надо — тоже молодец. После того как проехал перекресток, оказался на своей полосе движения — отлично. Будем оценивать так», — пояснил Гиляков.
Автошколы продолжат обучать водителей на площадках, но с 1 октября 2020 года из практического экзамена в ГИБДД она исчезнет. Водительские навыки кандидатов инспекторы ГИБДД будут проверять сразу в городе. Элементы, которые раньше можно было демонстрировать на закрытой площадке без других участников дорожного движения, придется выполнять в максимально приближенных к реалиям условиях. Например, на улицах с малоинтенсивным движением.
Это делается для того, чтобы водители могли проявить себя в незнакомых условиях и убедили инспектора, что смогут ориентироваться в потоке транспорта. При этом в ГИБДД подчеркивают, что никто не будет требовать от автомобилистов выполнять опасные маневры, например, движение задним ходом, на оживленной трассе. Но технически сложные элементы придется все-таки демонстрировать на закрытой территории.
Сначала на закрытой территории водители будут показывать умение заехать в бокс, выполнять параллельную парковку, разворот в ограниченном пространстве, а профессиональные водители должны будут сцеплять и расцеплять прицепы с тягачами. Перечень штрафуемых ошибок тоже переработают, но заметно он не поменяется: например, водителей по-прежнему будут наказывать, если машина заглохнет или откатится с горки. После нескольких подобных ошибок водитель отправится на пересдачу.
В случае успешного прохождения первой части экзамена водители сразу же будут выезжать на дороги общего пользования. Там инспектор проверит, как водитель совершает проезды регулируемых перекрестков, нерегулируемого перекрестка равнозначных и неравнозначных дорог, левые и правые повороты, развороты на перекрестке и вне перекрестка, проезды железнодорожного переезда, перестроение, обгон и опережение, оценит навыки движения с максимальной разрешенной скоростью и проезда пешеходных перекрестков и автобусных остановок.
Если раньше в арсенале автоинспекторов было около трех стандартных маршрутов по городу, то теперь водители будут знать только перечень улиц и дорог, а также территорий, где им нужно будет проехать с экзаменатором. Последовательность необходимых для исполнения элементов будет определяться самим экзаменатором. Это позволит избавиться от заучивания маршрутов, на которые сейчас водителей натаскивают инструкторы, используя одни и те же дороги.