«Робот» и другие помощники. 10 самых раздражающих опций в автомобилях
Оборудование и опции, которые еще вчера были привилегией дорогих автомобилей премиум-брендов, сегодня приходят в массовый сегмент. Даже покупатели бюджетных седанов вправе рассчитывать на климат-контроль и некоторые системы-помощники, но производители постоянно придумают что-то новое. Нет смысла платить за все подряд — в списках опций встречается оборудование, которое не помогает, а, наоборот, раздражает водителя или окружающих.
Аксессуар из мира автоспорта мог бы быть полезен на гоночном треке, но людей, которые используют его по назначению, считаные единицы. При обычном использовании машины заниматься ручным переключением передач вообще нет смысла — современная автоматическая трансмиссия сделает все быстрее и точнее. Лепестки же только мешают при быстром вращении руля. Альтернативой можно считать спортивный режим коробки, который включается одним движением и делает отклики силового агрегата более резкими.
Механическая коробка с набором сервоприводов могла стать недорогой альтернативой «автомату», но никто из производителей так и не смог заставить такие коробки работать быстро и комфортно. Даже АвтоВАЗ, несколько раз перезапускавший «робот» на базе своей пятиступенчатой «механики» и добившийся почти плавной работы, отказался от него в пользу вариатора. Сейчас «робот» остался только на бюджетной Lada Granta.
Недорогие системы дистанционного пуска ставятся даже на бюджетные машины, поэтому по утрам во дворах впустую молотят сразу несколько двигателей, крайне неэффективно расходуя топливо и выбрасывая в атмосферу вредные вещества. Ради прогрева салона двигателю нужно минут 10–15 поработать вхолостую, раздражая соседей. Если действительно есть потребность садиться в теплый автомобиль, лучше потратиться на автономный предпусковой подогреватель, который расходует минимум топлива, быстро греет салон и заодно подогревает охлаждающую жидкость для беспроблемного запуска двигателя в морозы.
В эпоху гаджетов и доступного интернета дорогущие системы навигации с посредственной графикой, ограниченной базой объектов и неактуальными картами кажутся настоящим анахронизмом. Даже владельцы премиальных машин, заплатившие за навигатор сотни тысяч рублей, в итоге ориентируются на карты «Яндекс» или Google своего смартфона. Наиболее разумным сейчас выглядит использование сервисов Android Auto и Apple CarPlay, а некоторые производители начали встраивать в медиасистемы сервисы «Яндекса».
Красивый вид сверху никак не помогает парковаться или проезжать мимо плотно стоящих машин: картинка получается сильно искаженной и полностью полагаться на нее нельзя. Боковые камеры почти бесполезны при парковке у бордюров — гораздо точнее это можно сделать при помощи зеркал. Для комфортной парковки достаточно широкоформатной камеры заднего вида, которая позволяет вымерять сантиметры. Передняя камера имеет смысл только при выезде из арки двора или ряда припаркованных машин, но только при условии, что она умеет хорошо «заглядывать за угол».
Хорошая в целом идея, которую совершенно подводит реализация. Система срабатывает через раз, требуя точности и правильного движения ногой. В зимний период датчик под бампером легко загрязняется, а автовладельцы регулярно пачкают брюки, касаясь бампера штаниной. Гораздо разумнее и удобнее работает система, которая контролирует наличие ключа в районе заднего бампера — достаточно постоять у багажника несколько секунд, и крышка отсека открывается без дополнительных движений со стороны владельца.
Системы, которые интеллигентно информируют звуком или вибрацией о случайном пересечении разметки, кажутся весьма полезными. Но электронные помощники, которые самостоятельно отруливают от линий, сильно напрягают водителей неожиданными усилиями на баранке либо тем, что буквально препятствуют маневру без поворотника. На узких полосах такие системы все время поправляют водителя, вмешиваясь в управление. К счастью, активное поведение системы контроля разметки всегда можно отключить.
Система, которая сама глушит двигатель на остановках, едва ли помогает заметно сэкономить топливо, но очень раздражает водителей в пробках. При этом фактически перестает работать климатическая система, а водитель теряет возможность быстро тронуться с места, если того требует дорожная ситуация. Кроме того, старт-стоп сильнее изнашивает стартер и быстрее расходует энергию аккумулятора. Систему можно отключить, но делать это приходится вручную после начала каждой поездки.
Идея голосового управления функциями автомобиля без отвлечения внимания на клавиши и дисплеи выглядит очень привлекательной, но факт в том, что система в большинстве случаев не работает. Она реагирует только на ряд ключевых слов, которые не всегда может распознать с первого раза, не говоря уж о том, чтобы понять нужный адрес. Даже премиальные автопроизводители не слишком продвинулись в этом вопросе, хотя, например, голосовые помощники Google и «Яндекс» уже сейчас отлично распознают целые предложения и не требуют обучения.
Большие колеса с низкопрофильными шинами красиво выглядят, по умолчанию ставятся на дорогие комплектации автомобилей и обещают более изысканные ездовые характеристики. Они действительно могут немного улучшить управляемость, но заметно снижают комфорт поездки: тонкая прослойка резины хуже амортизирует неровности, а сами колеса весят больше, из-за чего подвеска работает тяжелее и громче. Наконец, низкопрофильные шины намного дороже, что приводит к большим тратам при покупке сезонного комплекта колес.