«Яндекс.Такси» судят повторно: пострадавшая в ДТП требует 30 млн
Пострадавшая в серьезной аварии по вине таксиста женщина требует от «Яндекс.Такси» пожизненных выплат. Предприниматель и активист из Москвы Елена Гращенкова добивается от компании ежемесячных выплат в сумме 67 тыс. руб. в течение 40 лет — времени дожития. Общая сумма выплат может составить 30 млн рублей.
Сумму выплат потерпевшая высчитала исходя из своего среднего ежемесячного заработка 202 тыс. руб., а также выводов судмедэкспертизы. Так, медики определили, что у пострадавшей стойкая утрата трудоспособности на треть. Это первый иск в рамках ст. 1092 ГК России «Платежи по возмещению вреда», поданный к агрегатору такси.
Напомним, что именно случай Гращенковой стал прецедентом, после которого агрегаторы начали страховать жизнь и здоровье пассажиров на 2 млн руб. и признали свою ответственность за клиентов. В 2016 г. Гращенкова прилетела в Санкт-Петербург и вызвала машину в аэропорт через приложение «Яндекс.Такси». Водитель Денис Апшу не справился с управлением и на скорости около 70 км/час влетел в бордюр, после чего врезался в дерево и фонарный столб. Женщина получила множественные ушибы, сотрясение мозга, а самой сложной травмой оказалось раздробленное плечо.
Для восстановления женщине потребовалась тяжелая операция. Реабилитация и восстановление заняли несколько месяцев. Для оплаты лечения Гращенковой пришлось продать полученную от бабушки квартиру и прекратить заниматься бизнесом. Операция, как рассказала Гращенкова Autonews.ru, обошлась ей в 250 тыс. руб., а последующая реабилитация — еще в 800 тысяч.
Как объяснила пострадавшая, травма плеча повлияла на подвижность лопатки и женщина на треть потеряла возможность двигать рукой: «Здоровый человек может сделать оборот рукой на 360 градусов, а я — только на 280. Рука не поднимается, не заводится за спину, подвижность лопатки нарушена. Из-за этого постоянно возникают дикие боли в спине, и работать как топ-менеджер я уже не могу. Возникает постоянное утомление, необходимость посидеть и отдохнуть». Гращенковой пришлось закрыть собственное ивент-агентство и перейти на работу как индивидуальный предприниматель. Она смогла брать лишь небольшие заказы и стала зарабатывать гораздо меньше.
Единственной выплатой, которую потерпевшая получила после аварии, стала сумма 75 тыс. руб. от страховой компании. Возмущенная и лишившаяся существенного заработка женщина решила добиться возмещения от «Яндекс.Такси». Но оказалось, что никакой судебной практики на тот момент по таким делам просто не существовало. Во всех ДТП с потерпевшими агрегаторы отказывались нести ответственность и суды принимали их позицию.
«Сервис — это лишь программное обеспечение, которое связывает пользователей с таксопарками и диспетчерскими службами, выполняющими перевозки», — говорили тогда в пресс-службах «Яндекс.Такси» и других подобных приложений. Партнером «Яндекс.Такси» в случае с описанным ДТП была диспетчерская служба ООО «Логистика-СП». При этом машина находилась во владении ООО «Такси Тайм», а водитель управлял ею на праве субаренды. К ним Гращенкову и попытались направить.
Водителя такси тем временем действительно признали виновным по ч. 1 ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека». Апшу, по информации ряда СМИ, который уже имел судимость за перевозку наркотиков, лишили свободы на полтора года и обязали оплатить пассажирке лечение и судебные издержки. Всего — 615 тыс. руб., которых у него не оказалось. Таксопарк же от любого общения с клиенткой отказался.
Тогда Гращенкова подала иск более чем на 65 млн рублей к «Яндекс.Такси». Он включал компенсацию за моральный вред, расходы на лечение и утраченный из-за болезни заработок. Но Тушинский районный суд Москвы встал на сторону агрегатора. Как уточнила Гращенкова, суд решил, что заказ машины через мобильное приложение нельзя рассматривать как договор фрахтования.
«Мы сожалеем, что Елена попала в такую ситуацию. Но по действующим законам именно тот, кто выполняет перевозку, отвечает за ее качество и безопасность. Считать разработчика программного обеспечения фрахтовщиком — это все равно что возлагать на киоск по продаже прессы ответственность за то, что написано в газетах, которые он продает», — заявляли в то время в пресс-службе «Яндекс.Такси».
Тогда возмущенная пассажирка обратилась в Мосгорсуд — также с иском в отношении «Яндекс.Такси». И в апреле 2019 г. ей удалось доказать, что за ее здоровье должна заплатить не только страховая компания, но и агрегатор. Решение, принятое в пользу пассажира такси, женщина назвала «эпохальным для всех российских пассажиров». Полученные на тот момент суммы ее не устроили, но судиться дальше активистка не собиралась, поскольку главной ее целью стало привлечение внимания к незащищенности пассажиров.
Всего активистка получила 800 тыс. рублей. Из них 300 тыс. руб. заплатили в «Яндекс.Такси»: 200 тыс. за моральный вред и 100 тыс. за утраченный заработок и расходы на представителя. Оставшиеся 500 тыс. руб. заплатила страховая компания.
«Суд упирал на то, что я якобы могла лечиться по ОМС, и проигнорировал обстоятельства дела о том, что по ОМС мне было предложено девять недель ходить в гипсе, после чего я стала бы инвалидом. А я по собственной инициативе сделала дорогостоящую операцию и прошла полный курс реабилитации с использованием бассейна и под контролем врачей. А расходы на представителя и вовсе смешные. За два года работы суд присудил моему адвокату 20 тыс. рублей», — поделилась Гращенкова.
Изначально Гращенкова заявляла, что больше судиться с «Яндекс.Такси» не будет. Но сбылись самые пессимистичные прогнозы медиков — на 100% восстановить здоровье женщина уже никогда не сможет. Это и стало поводом для нового иска. Согласно Гражданскому кодексу, подать подобный иск к ответчику, уже признанному судом виновным, может любой гражданин, оказавшейся в схожей ситуации. «Я упорно занималась реабилитацией три года, но мы уперлись в потолок. В моем нынешнем состоянии невозможно работать на таком уровне, чтобы поддерживать свой прежний уровень дохода», — рассказала Гращенкова Autonews.ru.
«Плечо — это самый сложный сустав человеческого тела, у него самое большое количество ротаций. А я получила самую страшную из возможных травм — многооскольчатый перелом со смещением обломков. Плечо у меня было полностью раздроблено, там сейчас титан, — объяснила активистка. — Эту искусственную часть тела надо поддерживать — мышечный каркас плеча должен быть постоянно в тонусе. Нужно растягиваться, грести. Сейчас заниматься мне приходится три раза в неделю. А сразу после операции приходилось работать так каждый день. Ведь после операции мышцы просто не было. Была усохшая, как куриная лапа, согнутая в локте и прижатая к телу рука».
Адвокат истицы Марат Аманлиев уже имеет опыт успешного взыскания выплат с пассажирских организаций. Так, в сентябре 2019 г. пенсионерка Валентина Шабалина с его помощью отсудила у РЖД почти 2 млн рублей после того, как потеряла руку, упав под поезд по вине машинистов. Эту сумму ей выплатили в связи с причинением вреда здоровью. Также ответчик будет пожизненно выплачивать пострадавшей «пенсию» в 47,7 тыс. руб. в месяц. Аманлиев уверен, что ему удастся выиграть новый суд в течение полугода.
«У Гращенковой есть все основания для получения такой выплаты, — пояснил адвокат Autonews.ru. — Суд уже признал «Яндекс.Такси» исполнителем пассажирской перевозки, виновным в ДТП. Есть имеющий значение юридический факт ненадлежащего оказания услуги». Защитник объяснил, что любой попавший в ДТП по вине водителя такси пассажир, который воспользовался услугами агрегаторов, теперь имеет полное право требовать от них возмещение. Соответствующее разъяснение дано и в постановлении Пленума Верховного суда России от 26 июня 2018 г. № 26.
Страхование жизни пассажиров такси на 2 млн руб. со стороны агрегаторов сама Гращенкова называет «красивой цифрой». Так, чтобы начать получать любые выплаты из этой страховки, нужно полностью исчерпать ресурс фонда ОМС. А полную сумму выплачивают единовременно только при гибели клиента. Активистка объяснила: подобные дела не имеют срока давности, и потерпевшие в ДТП с такси имеют полное право подавать иски в отношении агрегаторов в случае, если те уже были признаны ответственными за ДТП.
В «Яндекс.Такси» от комментариев отказались, поскольку юристы компании «иск пока не получили и пока не могут его проанализировать и высказаться».