«Штрафы уже не сгорают». За что и на сколько наказывали водителей
Российские автомобилисты за первые девять месяцев 2019 г. получили 104,2 млн штрафов ГИБДД. Об этом Autonews.ru сообщили в Госавтоинспекции. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года водителям пришло 94,3 млн постановлений. Таким образом, россияне получили на 10 млн больше штрафов ГИБДД, чем в прошлом году.
Чаще всего водители превышали скорость, не соблюдали требования дорожных знаков или разметки, проезжали на запрещающие сигналы светофора или на запрещающие жесты регулировщика. Также в числе популярных административных проступков — нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона, нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов.
Кроме того, в Госавтоинспекции уточнили, что за это время успели пресечь 416,3 тыс. фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения и отказавшимися от прохождения медицинского освидетельствования. За аналогичный период прошлого года инспекторы пресекли 480,2 тыс. таких случаев.
В отношении водителей, которые сели за руль в состоянии опьянения, а также тех, кто ездил пьяным и никогда не имел прав или был их лишен (ч. 1 и 3 ст. 12.8 КоАП соответственно), возбуждено 232,8 тыс. административных дел. За аналогичный период прошлого года попалось 274,4 тыс. таких водителей.
Между тем, по данным экспертного центра Probok.net, в России каждый автомобилист в среднем получает в год 2,53 штрафа — это в четыре раза больше, чем в других автомобилизированных странах. Так, по данным экспертного центра, в России зарегистрировано 51,8 млн транспортных средств, на которые ежегодно оформляется около 131 млн штрафов. Для сравнения: в США зарегистрировано 276,1 млн транспортных средств и ежегодно водители получают около 112 млн постановлений (0,41 штрафа на автомобиль). В Германии при 63 млн зарегистрированных ТС ежегодно оформляют примерно 43 млн штрафов (0,68 штрафа на автомобиль).
Эксперт по работе дорожных камер Григорий Шухман объясняет рост количества штрафов планомерным увеличением количества комплексов фотовидеофиксации на дорогах. Кроме того, камеры учат распознавать все больше типов нарушений, что также вносит свой вклад в статистику. Например, комплексы научились определять непропуск пешеходов, остановку за стоп-линией, игнорирование знака «стоп», остановку на вафельной разметке и другие нарушения.
Он считает, что к росту штрафов приводит и зарегулированность движения, как, например, в Москве. Эксперт напомнил о том, что в рамках госпрограммы по снижению смертности на дорогах планируется увеличение количества работающих камер на дорогах России. Устанавливать их будут согласно утвержденной методике в очагах аварийности. «Но есть проблема в непрозрачности решений по выбору мест для установки таких комплексов и в отсутствии общественного контроля», — отмечает Шухман.
Между тем в Федеральной службе судебных приставов указали Autonews.ru и на рост количества должников, разбираться с которыми им приходится после решений суда. Так, за девять месяцев 2019 г. ГИБДД передало на исполнение ведомству 29,7 млн постановлений. При этом за девять месяцев 2018 г. водители проигнорировали 23,6 млн постановлений. В итоге судебные приставы-исполнители взыскали с неплательщиков 10,6 млрд рублей (за девять месяцев 2018 г. — 8,7 млрд рублей).
Значительное количество постановлений было связано с нарушениями ст. 12.9 КоАП «Превышение установленной скорости движения». Больше всего неплательщиков базируется в Москве и Московской области.
Отдельно по просьбе Autonews.ru приставы посчитали, что за девять месяцев 2019 г. возбуждено 152,1 тыс. исполнительных производств в отношении водителей, которые решили не платить штрафы в размере 30 тыс. рублей за вождение в нетрезвом виде. Речь идет о нарушениях, предусмотренных ст. 12.8 КоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» и 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения».
Для сравнения: за девять месяцев 2018 г. было возбуждено 179,5 тыс. таких производств, а за девять месяцев 2017 г. — 215,4 тыс. исполнительных производств. Таким образом, количество неплательщиков штрафов за пьяное вождение планомерно снижается.
Чтобы убедить водителей максимально быстро оплатить долги, приставы стараются конфисковать автомобили должников. Это стимулирует автомобилистов оперативно гасить даже значительные суммы. К примеру, недавно у жителя Волгограда конфисковали автомобиль марки Bentley Continental GT за неуплату налогов и штрафов за нарушения правил дорожного движения на сумму около 160 тыс. рублей. В соответствии с законом автомобиль мог быть передан на реализацию в пользу государства через 10 дней. При этом водитель не захотел расставаться со своим Bentley и погасил всю задолженность.
В августе стало известно о задержании в Москве водителя, накопившего штрафов на общую сумму 4 млн руб., 1 млн из которых — за неоплаченную парковку. Также в ноябре в Москве приставы арестовали BMW 730L за неоплату владельцем машины долгов за парковку в размере 400 тыс. рублей — водитель игнорировал оплату в течение года.
Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов в беседе с Autonews.ru обратил внимание на то, что количество неоплаченных штрафов коррелируется с общим ростом объемов выписанных постановлений. «Не платят штрафы многие таксисты, и найти таких должников довольно сложно, — рассказал эксперт. — Машина находится в условном лизинге, оформлена на фирму «Рога и копыта», потому, когда приставы бегут по указанным адресам, то оказывается, что и взять с них нечего. Машины таксистам не принадлежат».
Эксперт считает, что в настоящее время информирование автомобилистов о задолженностях работает очень эффективно. Исключение, по его оценке, составляют региональные штрафы. К примеру, штрафы за неоплату парковки и за стоянку на газонах в Москве. Он напомнил, что некоторые водители узнают о 500-тысячных штрафах только от приставов. Сами судебные приставы рассказывали Autonews.ru, что водители действительно далеко не всегда оперативно получают извещения о штрафах за неоплаченную парковку.
Шкуматов уверен, что водители сейчас стараются оперативно погасить долги и не предполагают, что они сгорят: «Штрафы сейчас уже не сгорают, они автоматически уходят в суды, а оттуда — приставам, у которых сроки по исполнительным производствам не ограничены. В случае со штрафами за пьянку человеку просто не вернут права. Получается, что не платят за это нарушение только те, кто готов отказаться от управления».
В ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» Autonews.ru рассказали, что более 77% наложенных в 2019 г. штрафов за неоплаченную парковку на данный момент уже закрыты. Поскольку на оплату штрафов у автомобилистов есть 60 календарных дней, в АПММ прогнозируют, что до конца года доля оплаченных штрафов вырастет до 84-85%.
«Количество штрафов за неоплату парковки в этом году по сравнению с прошлым годом увеличилось несущественно — всего на 3,5%. Несмотря на изменения в правилах оплаты парковки, которые произошли в декабре 2018 г., скачка в увеличении количества штрафов не произошло», — сказали в АМПП.