Автозамена. Тест-драйв Lada Vesta с вариатором
«Инопланетяне? — сотрудница крупнейшего в мире радиотелескопа РАТАН-600 в Карачаево-Черкесии только улыбнулась. — Говорят, было дело в советские времена. Дежурный зафиксировал нечто необычное, поднял шум, так чуть не уволили». Отшутившись про планету Шелезяка из миров Кира Булычева и ее терпящих бедствие жителей-роботов, тронулись дальше.
РАТАН диаметром 600 м помогает исследовать очень далекие области космоса, но инопланетяне-роботы сюда пока не достучались. Звучит иронично, но не сложилось с «роботом» и в Тольятти, поэтому мимо телескопа мы едем на Lada Vesta с бензиновым 113-сильным мотором и вариатором. Работа не такая сложная, как у астрономов, но тоже увлекательная.
Отныне Vesta с двумя педалями — это именно про вариатор и только. В гамме модели произошла «автоматическая замена» — с появлением вариатора упразднили роботизированную коробку. Год назад заводская РКП была удачно модернизирована, но, судя по вялому спросу, доработки уже не помогли изменить негативное отношение рынка к «робо-Вестам». Так что запоминайте: Vesta 1,6 AT теперь оснащается более традиционной автоматикой.
И готовьтесь взвешивать в уме новые цены. Vesta 1,6 AT бывает разная — вариатор предложен для всех версий за исключением малотиражного седана Sport. При равенстве комплектаций двухпедальные машины выходят дороже исполнений с «механикой». Надбавка в сравнении со 106-сильным 1,6 MT составляет 85 тыс. руб., а в сравнении со 122-сильным 1,8 MT — 50 тысяч. Итого самый доступный среди двухпедальных новичков — это седан Vesta Classic за 736 900 руб., а самый дорогой — универсал Vesta SW Cross Luxe Prestige за 982 900 рублей.
Вариатор японский, проверенный временем Jatco JF015E, такой же у кроссовера Nissan Qashqai и у машин Renault с платформой В0 (Logan, Sandero, Kaptur, Arkana). Механизм клиноременной передачи здесь объединен с гидротрансформатором и двухступенчатым планетарным редуктором. То есть частью коробка вариаторная, а частью как обычная классическая АКП. Пониженная передача включается для старта или для реализации отдачи при кикдауне, а в остальном работает вариаторная часть.
Хитрая схема позволила сделать коробку компактной, исключить переходы ремня в пограничные режимы, но при этом реализовать большой диапазон передаточных отношений. Что до надежности, то по заводским расчетам такая Jatco на «Вестах» должна выдерживать не меньше 120 тыс. км, причем с однократным заполнением технической жидкостью.
Мотор у двухпедальной «Весты» безальтернативный — ниссановский HR16 (он же H4M по системе Renault), который уже три года как локализован в Тольятти. Алюминиевый блок, механизм изменения фаз на впуске, общая для мотора и вариатора система охлаждения, возможность заправляться 92-м бензином. То есть имеем ровно тот же силовой агрегат, который уже ставят на двухпедальные кроссоверы XRay Cross 1,6 AT.
Результаты теперешней операции и проделанной ранее на кроссовере во многом похожи. На «Вестах» также не потребовались серьезные переделки конструкции, сохранились настройки подвески и величина клиренса 178–203 мм, установлены как стандарт задние дисковые тормоза и оригинальная система выпуска. Оригинальны и приводные валы с промежуточной опорой правого привода, такое решение с полуосями равной длины уменьшило эффект силового подруливания. Однако калибровки мотора и вариатора у «Весты» свои. Похоже, оно к лучшему.
Первый подопытный — седан Vesta 1,6 AT. Стартует легко и плавно, не запинаясь и не давая рывков. При спокойной манере вождения коробка кажется дружелюбной, аккуратно и адекватно имитирует смену шести виртуальных передач. Самое оно для городской езды, если не шустрить.
Резкость вариатор не поддерживает, и чем активнее нажимаешь-отпускаешь педаль газа, тем более явно ощущается инертность. Живости на средних скоростях можно добиться только после того, как выбрана треть хода педали. А близ отметки в 100 км/ч реакции на «полумеры» вовсе почти никакой, так что газ нужно добавлять размашисто.
Пересаживаемся на универсал Vesta SW Cross 1,6 AT, и кажется, что энтузиазм пары мотор — вариатор будто придавлен разницей в снаряженной массе. Да, поясняют вазовцы, 50 кило для силового агрегата уже значимы. Реакции универсала инертнее, все как-то небыстро. Когда утапливаешь педаль газа на затяжных подъемах трассы, стрелка спидометра цепляется за отметку 120 км/ч. И это без полной нагрузки.
Ехать активно, например по черкесским серпантинам, удобнее в режиме переключений вручную. Обгонять на трассе тоже. При этом сохраняется функция автоматического перехода на несколько псевдопередач вниз под полным газом. Ход рычага великоват, зато «передачи» меняются оперативно. В масть активному вождению и разница по порогу отсечки: если в режиме Drive переход вверх происходит при 5700 об/мин, то в ручном — при 6500.
Для полноты картины проехали и на двухпедальном кроссовере XRAY Cross 1,6, который оказался на презентации автомобилем сопровождения. Очевидно, что двухпедальная Vesta понятнее и отзывчивее в управлении тягой. Судя по всему, так выгодно сказались упомянутые уникальные настройки. Еще отметили, что схема переключений у кроссовера изображена на рычаге, а у «Весты» — наглядная шкала с подсветкой.
Хороша Vesta 1,6 AT и в плане экономичности. Средний расход по паспорту на 0,3–0,5 л меньше, чем у версий 1,8 МТ. Показания борткомпьютеров у нас не превышали 9,0 л. А еще новый мотор до набора 3000 об/мин оказался неожиданно тихим.
Основными конкурентами для двухпедальной «Весты» видятся те же массовые седаны и лифтбеки от Hyundai Solaris до Skoda Rapid с «автоматами». Если сравнивать самые доступные версии, выясняется, что дешевле только менее мощный Renault Logan (от 734 990 руб.), а цены на все другие модели превосходят 800 тысяч. В итоге вариаторная Lada Vesta выглядит привлекательно. Открытие не астрономического масштаба, но факт в том, что скучать по «роботам» мы точно не будем.
Что еще появилось с вариатором
Одновременно с премьерой вариатора Lada Vesta получила еще несколько точечных улучшений. У всех версий теперь бескаркасные щетки стеклоочистителей и углубленные подстаканники. В дорогих комплектациях — новые 16-дюймовые диски, полностью обогреваемый обод руля, функция подсветки поворотов противотуманками и система автоматического складывания зеркал. При этом очевидно полезный авторежим водительского стеклоподъемника так и не появился — представители завода объяснили, что запроса на такую функцию от маркетологов не было.
А еще пересмотрена топ-комплектация Exclusive (от 839 900 руб.), которая доступна для обычных седанов и универсалов без приставки Cross. Список оснащения расширен. Теперь в нем антенна-плавничок, черные корпусы зеркал, черная обивка потолка, элементы отделки салона под алюминий и особая обивка сидений. Седан Exclusive вдобавок отличается спойлером на крышке багажника, насадками выхлопных труб, накладками на порогах и на педалях, уникальными текстильными ковриками.
Lada Vesta | ||
1.6 АТ (Cross) | 1.6 АТ SW (SW Cross) | |
Тип кузова | Седан | Универсал |
Размеры (длина/ширина/высота), мм | 4410/1764/1497 (4424/1785/1526) | 4410/1764/1508 (4424/1785/1537) |
Колесная база, мм | 2635 | 2635 |
Снаряженная масса, кг | 1230–1380 | 1280–1350 |
Полная масса, кг | 1670 | 1730 |
Тип двигателя | Бензиновый, R4 | Бензиновый, R4 |
Рабочий объем, куб. см | 1598 | 1598 |
Мощность, л. с. при об/мин | 113 при 5500 | 113 при 5500 |
Макс. крут. момент, Н·м при об/мин | 152 при 4000 | 152 при 4000 |
Трансмиссия, привод | Вариатор, передний | Вариатор, передний |
Макс. скорость, км/ч | 175 | 170 |
Разгон до 100 км/ч, с | 11,3 | 12,2 |
Расход топлива (смеш.), л | 7,1 | 7,4 |
Цена от, руб. | 736 900 (832 900) | 773 900 (866 900) |