«Надо чувствовать пятой точкой». Как испытывают зимние шины
В «Божественной комедии» Данте один из девяти кругов ада, куда попадают грешники, представляет собой место, где царят не испепеляющий огонь и жар, а кромешная темнота и жуткий мороз. Именно это приходит на ум, когда наша воздушная «маршрутка», вылетевшая из Стокгольма, приземляется в шведском Лулео за полярным кругом. Мороз тут такой силы, что больно дышать: ноздри слипаются при вдохе, а ресницы и брови покрываются инеем уже через минуту пребывания на улице.
По дороге из аэропорта в гостиницу в кромешной темноте за окном не видно ничего. Лишь изредка в свете фар нашего микроавтобуса мелькают верхушки высоченных сосен вдоль дороги. Говорят, тут можно увидеть даже северное сияние. Правда, это если очень повезет и солнце будет щедро на активность и магнитные бури. А пока единственное, что можно разглядеть, — тлеющий сквозь пелену облаков полумесяц и тусклое свечение Полярной звезды.
Только не стоит думать, что тут всегда так темно. Вообще, в Лулео бывают полярные день и ночь, но на довольно короткий период в июле и январе. Сейчас же здесь есть четкое разделение на темное и светлое время суток. Однако световой день очень короткий. Солнце встает достаточно поздно и не поднимается в зенит, а практически сразу же прячется за высокими соснами на горизонте, озаряя красным светом бесконечный снежный простор.
С учетом этого обстоятельства осмотреть за день весь зимний полигон Sottozero Center, принадлежащий Pirelli, практически невозможно. Потому что территория центра измеряется гектарами, а спецучастков, на которых в разных режимах испытывают зимние шины, тут аж 14.
Сейчас инженерами ведется работа над резиной на грядущие зимние сезоны, а нам дают опробовать в деле новинку этого года — шипованные шины Pirelli Ice Zero 2.
Сами итальянцы говорят, что эти покрышки открывают чуть ли не новую страницу в истории зимних шин, поскольку их шипы изготавливаются по специальной запатентованной технологии и имеют асимметричную геометрию. Но какое дело обычному покупателю до всех этих патентов и асимметрий? Ему важно, чтобы шина была надежной и безопасной, эффективно тормозила и хорошо цеплялась за любое покрытие. А еще была экономичной и не сильно шумела на асфальте.
Как это проверить? Только путем тщательных испытаний. Поэтому на ближайший день вживаемся в роль шинных инженеров и водителей-испытателей полигона Sottozero Center. Проверку качеств Ice Zero 2 начинаем как раз с ревизии уровня шума. Не секрет, что шипованная резина особенно досаждает на сухом асфальте. Поэтому первым делом выезжаем на расчищенную от снега дорогу общего пользования, которая огибает практически всю территорию полигона.
На маршрут выезжаем сразу на двух одинаковых машинах. Одна из них обута в новые шины, а вторая в Ice Zero прошлого поколения. В сравнении легче почувствовать разницу в уровне шума, который создают те или иные «шиповки».
Пересаживаясь из одного автомобиля в другой, прогресс чувствуешь барабанными перепонками. Особенно хорошо разница ощущается на участке с очень щербатым асфальтом с кучей мелких трещин и выбоин. Впрочем, наши ощущения подтверждают и шумомеры, которые фиксируют совершенно разные значения низких и средних частот на уровне головы и плеч водителя, а также пассажиров в каждой из машин. Жаль только, что не дают сравнить новый Ice Zero с конкурентами.
После поездки по дорогам общего пользования возвращаемся на полигон, где проверяем сцепные свойства шин. В одной из зон автомобили с кучей навесного измерительного оборудования выполняют стандартные упражнения вроде разгона и торможения, а также змейки вдоль оранжевых конусов. Правда, происходит это не на стандартной динамометрической прямой, а на дороге, покрытой голым льдом.
При этом инженеры фиксируют не только тормозной путь и интенсивность разгона и замедления, но и нагрузки, которые получает шина через пятно контакта. Эти данные позволяют специалистам при необходимости работать не только с уровнем сцепления шины, но и с составом резиновой смеси.
Еще один важный параметр, который принимается во внимание при разработке новых шин, — это управляемость. Ведь предсказуемость поведения автомобиля на дороге напрямую влияет на уровень безопасности. Для проверки управляемости на полигоне есть аж четыре участка с укатанным снегом, где водители-испытатели тестируют новые шины на разных моделях автомобилей.
Режимы движения по этим участкам бывают совершенно разные. Где-то машины едут по «правильным» траекториям, придерживаясь строго очерченных конусами границ. Где-то размашисто срываются в занос и тут же делают обратный хлыст. А где-то буквально танцуют в управляемом скольжении.
На каждом из этих участков инженеры собирают необходимые для дальнейших изысканий данные, начиная от средней скорости движения и заканчивая значениями боковых ускорений.
Но больше всего привлекает внимание последний сектор с импровизированной раллийной трассой, где полигонные инженеры раскатывают круги на машинах без какого-либо оборудования.
На вопрос о том, что же тут происходит, водители отвечают, что проверяют управляемость. Почему без оборудования? Ответ еще проще: «Здесь оно не нужно. Тут мы проверяем правильность поведения машин на наших шинах. А такие тонкие вещи можно почувствовать только пятой точкой».