CR7, Jeep и азиаты: как автопроизводители меняют футбол
Роберто Скачатторе уже за 40, и половину своей жизни он продает китайский мерч рядом со стадионом «Ювентуса». Он ездит на старом Fiat Panda, живет в тесной квартире в Асти и помнит, как клуб из Турина вышвырнули в «Серию Б» за договорные матчи.
«Понимаешь, раньше было совсем все по-другому, — итальянец сделал паузу, потушил сигарету и зачем-то начал жевать фильтр. — Без Криштиану (Роналду. — Прим. ред.) я бы все эти шмотки и шарфы продавал до декабря. Сейчас налепил седьмой номер — и все, ты самый успешный бизнесмен на севере Италии».
От Роналду здесь действительно все сходят с ума: в клубном магазине футболки разбирают день в день с поставкой (к вечеру остаются только XXL), пожилые итальянки рисуют на щеках CR7, а те, которые помоложе, фотографируют КриРо с трибун и заваливают ленту «Инстаграма» одинаково убогими постами.
Причем неважно, как играет обладатель пяти «Золотых мячей». Домашний матч с «Локомотивом» он, например, провалил, получив от La Gazzetta dello Sport разгромную оценку 5,5. При этом каждое его касание мяча стадион сопровождал овациями, а от дальних и совсем не опасных ударов публика сходила с ума и хваталась за головы, будто это был верный голевой момент.
Еще несколько лет назад приглашение суперзвезды уровня Роналду казалось чем-то из Fantasy Football, а сегодня болельщики шутят, что летом «Юве» должен подписать еще и Месси. Революционные изменения в клубе — результат работы Андреа Аньелли, наследника империи Fiat. Когда-то его дядя Джанни, один из богатейших людей Италии, обменивал игроков из других клубов на моторы для катеров, а сейчас Андреа выкупает контракты за 100 млн евро и более.
Бизнес-модель «Юве» — одна из самых успешных в мире футбола. Здесь нет безумных арабских денег и немыслимых испанских кредитов. На прошлой неделе клуб пересмотрел контракт со своим титульным спонсором — маркой Jeep. Теперь автомобильный бренд, который входит в состав концерна FCA (Fiat Chrysler — его тоже контролирует семья Аньелли), будет платить клубу не по 17, а уже по 42 млн евро в год. Стороны объяснили это «успешными выступлениями команды и повышением узнаваемости бренда «Ювентуса» на глобальном уровне».
Год назад клуб переподписал контракт с adidas на супервыгодных для себя условиях. До 2027 г. немцы заплатят итальянцам как минимум 408 млн евро (около 50 млн евро в год), причем в эту сумму не включены бонусы за успешные выступления и повышение узнаваемости бренда. Клуб может получить дополнительную роялти за использование имиджевых прав новых футболистов. То есть общий объем годовых выплат легко увеличится до 60–70 млн евро.
С узнаваемостью, кстати, уже полный порядок, причем далеко за пределами Италии. За три часа до матча на Strada della Continassa паркуются два гигантских автобуса с китайскими туристами. Итальянец на ломаном английском дает указание подопечным: «Так, ребята, сначала идем в клубный магазин, потом собираемся здесь же — пьем кофе и идем на стадион».
Азиаты неубедительно кивают (они, похоже, не поняли ни слова) и несутся в сторону вывески Juventus Store. Там за 15 минут сметают игровые футболки по 129 евро за штуку и весело галдят в километровой очереди на кассу. Азиатский рынок в последние годы стал если не приоритетным для клуба, то очень важным. Например, именно Аньелли убедил федерацию проводить один матч в неделю в 13:30 по местному времени — все ради того, чтобы китайцы, японцы и корейцы тоже смотрели на «Ювентус».
После всех глобальных преобразований в Турине на футбол ходят как в театр. Curva Nord (главная фанатская трибуна) в последние годы недовольна дорогими абонементами, но сделать с этим ничего не может: тиффози в прошлом сезоне протестовали молчанием, писали обращения Аньелли и даже бойкотировали матчи, но результата это не дало. 40 евро — и ни центом меньше.
Билет на центральную трибуну стоит уже от 100 до 250 евро, поэтому на парковке Fiat Panda Роберто Скачатторе стояла между Ferrari 458 Italia и Maserati Levante. Игроки и сотрудники клуба, впрочем, ездят на «Джипах», выполняя контрактные обязательства. Причем даже когда «Юве» приедет в Москву на ответный матч с «Локомотивом», руководство тоже будет перемещаться на Jeep Grand Cherokee — черных и белых.
Как минимум в Италии никого, похоже, уже не удивит, если Jeep в скором времени выпустит, например, линейку J-edition. После ребрендинга букву J использовали для названия гостиницы в пешей доступности от стадиона и для медицинского центра прямо в здании стадиона: J-hotel и J-medical.
Сотрудничество «Ювентуса» с Jeep не уникально: автомобильные бренды все больше инвестируют в футбол. Audi десять лет успешно работает с «Баварией» и платит клубу по 30 млн евро в год. Договор подходит к концу, и конкуренты из BMW уже предложили свои условия: 800 млн евро за 10 лет. «Вольфсбург» вообще существует только благодаря «Фольксвагену», а Chevrolet выплачивает «Манчестер Юнайтед» по 49 млн фунтов стерлингов каждый год.
Андреа Аньелли тем временем затеял очередную перестройку. В среду, 23 октября, на собрании акционеров клуба он предложил увеличить капитал еще на 300 млн евро.
«Эти цифры кажутся огромными по сравнению с итальянской реальностью, но наша точка отсчета — большие европейские клубы. Мы можем утверждать, что «Ювентус» является крупнейшим клубом итальянского футбола, но и одним из крупнейших в Европе. Футбол стареет как товарное предложение, которое остается в силе для лиц старше 35 лет. Новые направления в сфере развлечений, такие как киберспорт, набирают силу. Это то, о чем нужно подумать», — объяснил Аньелли.
Кажется, Роберто Скачатторе пора покупать машину вместительнее «Панды», а заодно искать помощника — мерча будет еще больше.