«Кроме камер на дорогах ничего нет». В ГИБДД жалуются на сокращения
Сотрудники ГИБДД рассказали о сложностях, с которыми приходится сталкиваться из-за сокращений в ведомстве. По их словам, рядовым инспекторам приходится работать сверхурочно, чтобы выполнить поставленные требования, а после окончания смен составлять отчеты. Руководители подразделений, в свою очередь, недовольны тем, что работать на дорогах в городе практически некому — контроль за ситуацией отдан камерам фотовидеофиксации, которые никак не влияют на снижение числа пьяных за рулем. Об этом корреспонденту Autonews.ru анонимно рассказали служащие в ведомстве инспекторы.
Тот же самый вопрос поставил перед руководством ГИБДД во время всероссийской конференции в Екатеринбурге экс-начальник Управления ГИБДД МВД по Татарстану Рифкат Минниханов, который сейчас занимает должность директора ГБУ «Безопасность дорожного движения». По его словам, выполнить поставленные перед ведомством задачи по снижению смертности на дорогах в рамках майских указов будет крайне трудно из-за снижения ресурсов.
Напомним, что президент Владимир Путин поручил правительству сократить уровень смертности на российских дорогах. Уже к 2024 г. смертность на дорогах в результате ДТП должна сократиться в 3,5 раза от уровня 2017 г., то есть не превышать 4 погибших на 100 тыс. населения. К 2030 г. этот показатель должен стремиться к нулевой отметке.
«Задачи мы себе ставим большие, а ресурсов нет, — сказал Минниханов, заслушав доклады о планах мероприятий по снижению смертности на дорогах. — Даже просто если все это написать, довести до личного состава, получится большой объем работы. А будут ли в таком случае расширять штат сотрудников? Например, тех, кто работает по профилактике ДТП? В Татарстане в свое время работало более 50 пропагандистов, сейчас осталась половина, а теперь, наверно, будут еще сокращения».
Минниханов добавил, что объемы работы постоянно увеличиваются, поэтому задачи нужно пересматривать: «Наверное, надо минимизировать объем задач и поставить их максимально конкретно, чтобы работать в этом направлении. Сегодня кроме системы автоматической фотовидеофиксации у нас на дорогах ничего нет, в городе на дорогах инспекторов не остается».
Заместитель начальника Госавтоинспекции Олег Понарьин, в свою очередь, сообщил, что в ближайшее время расширение штата ведомства не планируется: «Что можем себе позволить, то и есть. На другое рассчитывать, по крайней мере в ближайшее время, не стоит».
Представитель ведомства предложил провести параллели с положением прежних лет: «Например, 20 лет назад только по дорожному надзору могу сказать, что общая численность состава была 4,9 тыс. человек. Сейчас штатная численность — 2,7 тыс. человек. Сказать, что наши дороги стали за это время хуже, язык не поворачивается. Получается, что хотя ресурсно по дорожному надзору мы уменьшились, административный гнет убавился, его в том числе частично перенесли даже на суды. За счет саморегуляции в нашей стране в дорожной среде мы добиваемся очень неплохих результатов в части эксплуатационного соответствия требованиям безопасности».
Говоря о сокращениях сотрудников отделов пропаганды (так в ГИБДД называют сотрудников, отвечающих за работу со СМИ и ведение просветительной работы с населением), Понарьин признал существующую проблему.
«Иногда удивляет направленность сокращений. В некоторых регионах в рамках сокращения численности урезают пропаганду и создают контрольно-профилактические отделы, — отметил представитель ГИБДД. — Когда в рамках того же федерального проекта по безопасности дорожного движения мы столько внимания уделяем формированию правильного поведения на дорогах, детскому дорожно-транспортному травматизму, у меня бы рука не поднялась срезать пропагандиста».
Руководителям в регионах заместитель начальника Госавтоинспекции предложил подумать над новыми формами методов работы с населением. «Раз сокращается количество сотрудников, раз не хватает ресурсов ходить по школам, давайте мобилизовывать родительские комитеты. Пока идет туговато, дети все равно остаются один на один с проблемой безопасности на дорогах, сами себя уберегают», — сказал Понарьин.
По словам представителя профсоюза полиции Москвы Александра Кисняшкина, который специализируется на теме охраны труда, в подразделениях ГИБДД Москвы и области наблюдается нехватка примерно 30% личного состава. В регионах, по его оценке, эта цифра еще выше. Кисняшкин объясняет это тем, что в «это ведомство просто никто не хочет идти работать». В итоге центральный аппарат сокращает должности, чтобы таким образом снять вопрос нехватки кадров.
«Условия службы стали очень жесткими, — говорит эксперт в беседе с Autonews.ru. — Так, у полицейских существует 12-часовая смена. По-хорошему надо приехать на полчаса пораньше, чтобы переодеться, вооружиться, заполнить документы. Но в итоге приходится приезжать на час-два раньше и уезжать позже на несколько часов. Во-первых, накапливается много административной работы — нужно написать все материалы, если попадутся пьяные водители, много времени может занять медосвидетельствование. И «палочную» систему, что бы ни говорили в руководстве ГИБДД, некоторые начальники так и не отменили. Экипажи не могут сдать смену, пока не оформят определенное количество нетрезвых водителей, ездят и ищут, даже если на улице солнечный день, а на дорогах ни одной машины».
Пожаловаться рядовым инспекторам, по словам представителя профсоюза, некому — при обращении в прокуратуру запрос уходит руководству этого же самого инспектора. Как правило, такие внутренние проверки не находят никаких нарушений. При этом самих обратившихся с жалобами инспекторов начинают всячески притеснять.
Кроме того, в профсоюзе полиции Москвы считают, что данные о снижающейся статистике смертности на дорогах в России серьезно искажены. Так, по словам эксперта, руководителям подразделений приходится идти на манипуляции с цифрами, чтобы не лишиться своих мест за плохие показатели.
В кулуарных беседах рядовые инспекторы тоже намекают, что иногда ради лучших показателей ДТП с пострадавшими могут оформлять как простые аварии, если стороны сами договариваются о компенсации и пишут соответствующие расписки. Поэтому реальные показатели аварийности могут быть выше официальных.
По оценке Кисняшкина, зарплата инспектора ГИБДД в Москве колеблется от 37 тыс. до 43 тыс. руб. и на прибавки рассчитывать не приходится: «Можно дослужиться максимум до капитана либо до старшего лейтенанта. Не выше. Конечно, можно прийти туда уже майором, но зарплата все равно останется такой же. А у руководства и зарплаты хорошие, и льготы, и квартиры им выдают — такого обычному инспектору в жизни не получить. Поэтому своих мест лишаться никто не хочет. Сейчас выходит, что один инспектор работает за пятерых, а начальников и контролеров у него с десяток. Все эти дополнительные контролирующие органы, прослойки нужно убирать. Тогда и работать будет кому, и переработок не будет, и оклады сделают достойными».
Говоря о снижении нагрузки на инспекторов благодаря работе камер фотовидеофиксации, эксперт напоминает, что серьезных нарушений ПДД, связанных с ездой в алкогольном и наркотическом опьянении, они пресекать не помогают. «Камеры не ловят за сплошную, за тротуар, за наркотики, алкоголь. Самое важное нарушение, которое они помогают пресекать, — это скорость. А вот если бы в городах на дорогах работало больше инспекторов, количество тяжких нарушений ПДД они помогли бы снизить», — отмечает Кисняшкин.