Музеи, замки, паровозы: едем в Брест на новинках Jeep
Почему фирма Jeep вдруг обратила внимание на юбилейный Брест и назначила его целью автопробега? Официальная версия по-джиповски прямолинейна: город этот героический, марка тоже сохраняет некий геройский дух, вот и сходится.
Раз так, давайте усилим сопоставление. Вспомним, что во время войны на той земле ездили полученные советской армией по ленд-лизу джипы Wyllis MB, предшественники нынешних автомобилей Jeep. Пусть теперь актуальные Compass и Wrangler подъедут к Брестской крепости. Почтим память воинов-освободителей, которые дали нам возможность мирно передвигаться на таких машинах.
Путь в тысячу километров от Москвы до Бреста нашему экипажу выпало проделать за рулем разных исполнений кроссовера Compass. Половину дороги рулили вариантом Limited, потом пересели на Trailhawk. У обоих бензиновые моторы 2.4 Tigershark, 9-ступенчатые АКП и полный привод, но Limited — 150-сильный, а Trailhawk мощнее на 25 сил и лучше подготовлен к бездорожью.
Голосуем за Trailhawk и после сугубо шоссейной поездки. Да, отдачи 175-сильного мотора хватает без избытка, а плавный автомат мог бы подыгрывать лучше. Например, когда щедро добавляешь газ и ждешь переключения вниз разом на несколько ступеней, коробка подчас понижает их по одной, словно наугад или в сомнениях. Зато после варианта Limited с его пресными силами и откровенно медленной автоматикой кажется, что Trailhawk очень даже энергичный.
На дорогах Беларуси, где знаки часто ограничивают скорость ниже шоссейной, мы почти не отключали круиз-контроль, который скрадывал различия силовых агрегатов. Но Trailhawk оказался лучше и по настройкам оригинальной подвески, которая делает ход комфортным. А вот Limited даже на ровном белорусском асфальте вез небрежно. Trailhawk уступает в другом: рулевое у него по-внедорожному расслабленно. Стоит задержать взгляд на многослойном меню медиасистемы, и машина норовит уйти с курса. Наконец, общая проблема семейства Compass — неудобные кресла, и в дальнем пути один этот минус может перечеркнуть все плюсы модели.
Границу пересекли без остановки: въездные полосы открыты, ограничений проезда нет, как нет и сотрудников в форме. Россияне могут попасть в страну без загранпаспорта и прохождения таможенного контроля, но автомобилисты обязаны иметь страховку для выезда за границу, так называемую «Зеленую карту». Если не озаботились заранее, полис можно приобрести буквально у дороги — призывные вывески страховых контор здесь одна за другой. На выезде с контролем иначе: непременно остановят и проверят паспорт. Причина проста — так пресекают попытки незаконного безвизового проникновения в Россию.
Плакаты с пожеланиями счастливого пути «У добры шлях!» позади, а впереди сотни камер. Нет, владельцу автомобиля с российскими номерами извещение о штрафе отсюда не пришлют. Но остановят на одном из местных постов, покажут распечатки нарушений и вежливо попросят оплатить набранные превышения. А если транспорт служебный и превысил другой водитель? «У добры шлях», — водителя никто не задержит и не заставит платить, но машина останется у полицейских.
Пейзажи вдоль трассы до Бреста однообразны. За окном тянутся бесконечные поля, а фермеры стараются оживить картину забавными композициями из прессованного сена — то паровозик, то мельница, то огромный паук. Кроме фотосъемки этих штуковин поводов для остановок и нет. Только для дозаправки. Цены на топливо в стране единые: литр 95-го или солярки — по 1,65 белорусского рубля, литр 92-го — по 1,55. Удобно. Кстати, курс местной валюты к российской — 1 к 31,38.
Сверните с трассы, и Беларусь откроется интереснейшей туристической стороной. Сохранилось многое из наследия Великого княжества Литовского, которое было на этих землях в Средние века. Особенно любопытны замки. До Северной войны 1700–1721 гг. их тут находилось более сотни! Сегодня из главных открытых для посещения объектов — замков или оберегаемых руин — осталось менее двух десятков, тем ценнее каждая достопримечательность. В хорошем состоянии содержатся Лидский, Любчанский, Старый и Новый в Гродно, Коссовский, Гомельский и Кричевский дворцы.
Успеваем посетить отреставрированный Несвижский дворцовый комплекс. Это резиденция аристократической семьи Радзивиллов, одной из самых влиятельных в княжестве Литовском и Речи Посполитой. Ординат Михаил Радзивилл начал строительство в 1583 году, пригласив итальянского архитектора Бернардони. Комплекс сочетал барокко и классицизм, включал в себя трехэтажный дворец, дом управляющего, пекарню, конюшни, литейный цех и казармы. Был расположен на земляном валу высотой в 20 м, имел четыре оборонительные башни и подвесной мост, много раз выдерживал осаду шведских войск. И теперь туристам есть на что посмотреть: здесь в подробностях реконструированы пышные интерьеры.
Архитектура, музеи, ресторанчики с традиционной кухней, национальные парки. Это в стране на поверхности. Как водится, можно раскопать еще массу занимательного просто в беседах. Вот заезжаем обедать в уютный город Пинск у слияния рек Пина и Припять. Здесь в храме можно увидеть самый старый белорусский орган. А еще стоит старый трактор как памятник. Табличка поясняет: это первенец в местном хозяйстве, пережил войну. И после за обедом хозяин кафе рассказывает всю соль истории: на время войны трактор спрятали по частям, чтоб не достался фашистам.
Главный национальный символ сопротивления фашизму, конечно, Брестская крепость. Собственно, крепости как таковой нет, есть обширный мемориал, фрагменты укреплений со следами обстрела, музей с реалистично воссозданными сценками от ранних времен до дней знаменитой обороны.
Экскурсию для нас проводит Александр Суворов, краевед, глубоко изучивший историю крепости и написавший об этом книги. Его рассказ слушаешь в смешанных чувствах, поскольку оборона от немецкой армии объясняется совсем не так однозначно, как учили в советских школах. Безусловно, героизм защитников по-прежнему неоспорим. Но к нынешнему моменту история обросла разноплановыми подробностями, многое остается непрозрачным, и лично нам после посещения мемориала захотелось глубже изучить факты.
Брест выглядит опрятно, приветствует в праздничном настроении. Необычные вечерние уличные шоу, уютные аллеи, оригинальные скульптуры и музеи. Обязательна к посещению улица Гоголя со знаменитой галереей арт-объектов под открытым небом. Частично галерея посвящена героям гоголевских книг, частично — простым горожанам. Другое чудесное место — пешеходная улица Советская, где ежедневно на закате происходит возобновленная десять лет назад церемония: фонарщик в старинном костюме зажигает светильники. Туристическая жизнь бурлит здесь в позитивном русле между заведениями на любой вкус.
Любителям техники в Бресте предлагается посетить большой музей паровозов. Один из локомотивов выполнен полупрозрачным, видишь таинство конструкции. Кстати, организаторы планировали отправить участников пробега обратно до Москвы тоже по железной дороге, но нам это показалось скучным. Мы откололись от коллектива и погрузились в длиннобазный Wrangler.
И вот сюрприз: этот брутальный Jeep оказался неожиданно удобным для путешествия. На российском рынке Wrangler нового поколения доступен с импульсивным бензиновым турбомотором 2.0 (272 л. с.) и расторопной 8-ступенчатой АКП. Удачное «дальнобойное» сочетание позволяет быстро разгоняться до скоростей за сотню и без напряга выполнять броски-обгоны.
После обновления Wrangler стал заметно менее громким, длинная база дает устойчивость, хороша плавность хода, а необходимые подруливания по меркам рамной машины с мостами не критичны. Тысячу километров мы одолели за оптимальные десять часов с приемлемым расходом около десяти литров. Медиасистема поддерживает смартфоны, и на выезде из гостеприимной страны мы включали белорусскую мелодию «Беловежская пуща», в которой есть грустноватые нотки прощания.