Пачка штрафов: как и кто штрафует за парковку на газоне
Сразу пять штрафов в размере 5 тыс. руб. за неправильную парковку получил столичный автомобилист, оставивший свой Ford Focus двумя колесами на газоне. Каждый день оставленный на дублере Боровского шоссе автомобиль фотографировали прохожие при помощи приложения «Помощник Москвы», и на основе этих материалов в Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) регулярно выписывали «письма счастья». Сам автовладелец все это время занимался переездом, а под конец недели обнаружил пачку постановлений.
Как рассказал Autonews.ru сам водитель, машина была припаркована во дворе с понедельника, 2 сентября, по пятницу, 5 сентября, а сам он в это время переезжал из квартиры в квартиру: «Переставить машину не было времени. Штрафы появились в приложении «Яндекс.Навигатор» в начале следующей недели за понедельник, вторник и среду, а потом через несколько дней — за четверг и пятницу. Еще через несколько дней пришли и бумажные».
Автомобилист согласился с нарушением, но посчитал, что многократно наказывать за один и тот же проступок нельзя: «Если бы штраф пришел день в день, я бы сразу перепарковался. Обычно я ничего не нарушаю и стараюсь правильно парковаться. Тут, каюсь, недоглядел. Но присылать задним числом штрафы за каждый день — это уже слишком».
Водитель решил попробовать оспорить постановления, так как все это время его машина находилась на месте без движения. Он составил жалобу, которую отправил через сайт Mos.ru. В качестве аргументов приложил самый первый оплаченный штраф, фотографии остальных постановлений и объяснение, в котором указал, что никуда не уезжал, а его проступок носил однократный характер. Спустя несколько дней все четыре дублирующих постановления были отменены МАДИ в онлайн-режиме.
Как уточнили в МАДИ по запросу Autonews.ru, информационная система автоматически отбраковывает повторные снимки одного и того же нарушения, сделанные в течение суток. Фотоматериалы, датированные следующим днем, поступают на дополнительную проверку со специальной пометкой. «Если автомобилист все-таки получил более одного постановления по одному факту нарушения, он может обжаловать повторный штраф. Сделать это удобнее всего онлайн на портале Mos.ru», — объяснили в МАДИ. Также в организации уточнили, что всего с начала 2019 г. вынесено 55 394 постановления за стоянку на зеленых насаждениях.
Как объяснил Autonews.ru руководитель юридического отдела МООП «Общество защиты прав автомобилистов» Равиль Ахмеджанов, согласно Конституции, за одно и то же нарушение нельзя наказывать граждан дважды. При этом ответственные лица, которые рассматривают фотоматериалы, имеют полное право не знать, что нарушитель уже был зафиксирован ранее. Отсюда и возникают штрафы-дубли.
«У экспертов нет обязанности помнить даже собственные решения по подобным делам, если они были вынесены несколько дней назад, — сказал Ахмеджанов. — Но штраф в таком случае должен быть действительно только один». Юрист предупредил, что это не относится к ситуациям, когда водители получают по несколько постановлений за превышение скорости на одном отрезке дороги с разных камер.
«В этом случае ситуация иная, повторность нарушения очевидна. К примеру, водители на проспекте Андропова могут получить «письма счастья» сразу с двух камер — там есть отрезки, где один комплекс бьет вперед, а другой — назад. Но когда речь идет о том, что человек припарковался, оставил машину на одном месте и никуда не уезжал, тут все очевидно», — добавил Ахмеджанов.
Всем попавшим в такую ситуацию водителям эксперт советует обязательно писать жалобу, если факт повторности нарушения является очевидным. При этом у городских властей может не быть возможности проверить этот факт, поэтому автомобилистам придется подать дополнительные материалы.
«Водитель может уехать в отпуск, а за неудачно припаркованную машину получить ворох постановлений. Но действительно только самое первое из них. Укажите в жалобе время и место нарушения, опишите, что самое первое постановление уже было вынесено, а последующие только дублируют его. Эти решения должны отменить», — объясняет юрист. Правда, Ахмеджанов отмечает, что далеко не всем водителям удается оперативно оспорить и отменить постановления. Из-за бюрократических проволочек такие штрафы в итоге удваиваются из-за неоплаты, а суды отказываются их отменять.
«Этой весной пенсионер уехал на дачу и оставил машину во дворе, — рассказал юрист. — Одно колесо осталось на грунте — там была глина, грязь, вокруг — трава. Никакого бордюра. Собственник автомобиля получил три постановления, которые ему бросили в почтовый ящик. А на даче человек пробыл все лето, не оплатил в течение 60 дней эти штрафы, и они удвоились».
В итоге данные попали к мировому судье, а после него — к приставам. От имени автомобилиста жалобу через портал Mos.ru подала его дочь, приложив рукописную доверенность. Но в МАДИ рассматривать обращение не стали, заявив, что не смогли проверить подлинность подписи человека, который подписал эту доверенность.
Адвокат Марат Аманлиев в свою очередь уточнил, что если дело доходит до суда, то в том же МАДИ можно запросить данные по геолокации автомобиля в момент фиксации нарушения. «Если машина не уезжала, то ее координаты в пространстве меняться не будут. Не получится, к примеру, уехать утром, вернуться вечером и встать точно так же на тот же газон. Суды должны эти постановления отменить», — посоветовал эксперт.
Опрошенные Autonews.ru пользователи «Помощника Москвы» рассказали, что им известно о неправомерности повторных наказаний. Но проблемы с обжалованием, по мнению «помощников», лежат непосредственно на нарушителях, ведь запомнить, какой автомобиль был сфотографирован при помощи сервиса и когда, довольно трудно. «Нарушение фиксируется в автоматическом режиме, дальше уже проблема водителя найти доказательства того, что он совершил административное нарушение только один раз», — сказал один из пользователей.