Молот в тумане. Тест-драйв Volvo XC90 на Крайнем севере
Пять лет назад компания Volvo, кажется, навсегда связала свое имя со скандинавской мифологией, выпустив кроссовер XC90 второго поколения. Шведские дизайнеры наградили своего флагмана «Мьёльниром», назвав в честь молота бога Тора характерный светодиодный элемент в передней оптике автомобиля.
Согласно сказаниям, необычное орудие божества не раз выручало его в приключениях, помогая справиться со всевозможными преградами и всегда указывало верный путь. Не сбились с дороги те, кто отправился в опасное путешествие за Северный полярный круг на кроссоверах XC90.
Кольский полуостров встречает хмурым тяжелым небом, которое по мере приближения к перевалу постепенно обваливается на лобовое стекло мелкой холодной изморозью. До норвежского Киркенеса, расположенного в 220 км от Мурманска и всего в восьми километрах от российской границы, ведет на удивление хорошая дорога с гладким покрытием и внятной разметкой.
Полярный день в этих краях длится более 60 суток, однако солнца на самом деле, как будто бы и нет — количество ясных дней за последний месяц можно посчитать по пальцам одной руки. О том, что светило находится где-то над горизонтом, говорят только постоянно меняющие цвет облака, которые то разбегутся белесой дымкой, то вновь надавят свинцовой серостью.
Однако на недостаточную видимость жаловаться не приходится. Полумрак прорезают полтора десятка «молотов Тора» на Volvo XC90, который недавно подвергся обновлению. Рестайлинг, к слову, получился совсем формальным: шведы не стали переосмысливать внешность своей флагманской модели, которая уже через два года должна сменить поколение.
Тем не менее, очень внимательный глаз все же сможет заметить отличия от начальной версии кроссовера, вставшего на конвейер пять лет назад. В первую очередь, это немного другая радиаторная решетка с вертикальными вогнутыми в сторону капота прутьями и слегка измененные бамперы. Завершают штрихи легкого рестайлинга колесные диски нового дизайна.
Тор был известен как один из главных защитников людей, поэтому инженеры Volvo не могли не пополнить перечень электронных систем автомобиля. Так, в список активных «помощников» добавилась система предотвращения выезда на встречную полосу Oncoming Lane Mitigation, позаимствованная у нового XC60. Она работает скорости от 60 до 140 км/ч, следя за разметкой и встречным трафиком, и в случае необходимости корректирует рулевое управление ради предотвращения выезда на встречку.
Но все эти электронные прелести цивилизации совсем скоро становятся совершенно бесполезными. Мы добираемся до первого пограничного КПП, после которого наш путь поворачивает на север в направлении полуостровов Средний и Рыбачий. Следует формальный контроль: военных куда больше интересуют машины, идущие со стороны Северного ледовитого океана, где в этом время года идет добыча Камчатского краба. Ценное членистоногое с другого конца континента было успешно акклиматизировано в южной части Баренцева моря в 1960-х и теперь стало важным объектом промысла, в том числе и незаконного. За несанкционированным выловом следят даже с воздуха при помощи квадрокоптеров, а большинство автомобилей, въезжающих на «большую землю» подвергают досмотру.
Но поскольку пока мы едем в сторону моря, а не от него, то у нас просто проверяют документы, даже не заглядывая в багажник. И вот колонна Volvo выезжает на разбитую грунтовку, где вместе с асфальтом сразу же пропадает мобильная связь, а знаки вдоль шоссе сменяются естественными аллеями из карликовых березок.
По этой дороге почти 80 лет назад пытались прорваться к Мурманску фашистские войска во главе с горнострелковым корпусом «Норвегия», которые были остановлены советскими силами к октябрю 1941 г. в ходе тяжелейших боев. Тропа, к слову, до сих пор выглядит словно после артиллерийского обстрела — глубокие выбоины с водой чередуются с насыпями из валунов размером со снаряды от пушки «Густав».
Тор, как известно, очень любил путешествовать, поэтому и XC90 наделен достаточным потенциалом для дальних поездок по бездорожью. Переводим хрустальный селектор на центральном тоннеле в режим Off Road, после чего реакции на акселераторе расслабляются, а пневматическая подвеска поднимает кузов, увеличивая дорожный просвет до максимальных 267 миллиметров. Этого вполне достаточно, чтобы форсировать неглубокие речки и неторопливо карабкаться по коварным каменным ступенькам.
Человек начал заселять эти места еще 7-8 тысячелетий назад, когда на полуостров мигрировали древние охотники и рыболовы из Скандинавии. Предки тех, кто потом подарил миру сказания о богах-асах, гномах и великанах. Именно они оставили после себя необычные пирамиды, наскальные рисунки, каменные стены и другие загадочные артефакты, о природе предназначения которых до сих пор спорят ученые.
Но есть в тундре и другие малообъяснимые вещи, к происхождению которых приложил руку уже современный человек. Скажем, на огромных валунах, с которых когда-то дозорные викингов вглядывались в окрестности, теперь красуется надпись: «Юлек, Петя и Мамай. Тверь 98», 20 лет назад увековечившая нашествие туристов из средней полосы России. На вершине самой высокой и красивой горы, обрывающейся в Северный ледовитый океан, покинутой «хрущевкой» белеет казарма заброшенной военной части комплекса ПВО. Вот, с краю дороги сиротливо стоят ржавые останки палатки с надписью «Шаурма», которая может заинтересовать разве что северных оленей из-за обильно растущего вокруг нее ягеля.
Куда более органично выглядят шатры нашего лагеря, белеющего на берегу Баренцева моря. Глэмпинг — это такая разновидность кемпинга, где отдых на природе совмещен с комфортом гостиничного номера. В просторных матерчатых жилищах, установленных на деревянном помосте, есть все необходимое — от шкафа и стола до полноценных кроватей. Впрочем, в спальный мешок все-таки пришлось залезть.
Все дело в том, что мифах Тор очень часто появляется вместе с коварным хитрецом Локи. Как ни крути, вышедший из строя основной генератор, сломавшийся аккурат к нашему приезду, оказался выходкой главного скандинавского шутника. Потеря основного источника энергии повлекла за собой строгий запрет на использование обогревателей, поэтому некоторые перебрались в теплый салон автомобиля.
Внешне интерьер обновленного XC90 остался прежним, однако и тут при желании можно обнаружить некоторые изменения. Скажем, в список модификаций добавили версию с шестью посадочными местами, где диван второго ряда заменили двумя «капитанскими» креслами. Однако в Россию такую версию не привезли, оставив шестиместные вариант для США и Китая. Мультимедийная система научилась «дружить» не только с гаджетами на iOS, но теперь также поддерживает интерфейс Android Auto.
Послушать музыку с сервисов Apple или «Яндекса», конечно же, не получается — мобильный интернет остался где-то далеко на юге. Куда проще за бешеные деньги подключиться к одному из операторов Норвегии, берега которой четко просматриваются в дымке по ту сторону залива. Впрочем, нам повезло, так как мы расположились у самого подножья «офиса». Местные так называют высокую сопку, поднявшись на которую можно попытаться поймать «Билайн» или «Мегафон», чтобы сделать важный звонок.
Легенды гласят, что Тор обладал не только могучей силой, но и невероятным аппетитом — на пиру он мог за один присест съесть целого быка. Но вот Volvo XC90 после обновления стал еще более экономичным. Точнее, речь идет о дизельной модификации кроссовера, которая вместо прежнего обозначения «D5» получила индекс «B5».
Прежняя двухлитровая «четверка» на «тяжелом топливе», развивающая те же 235 л.с. и 480 Нм крутящего момента, теперь работает вместе со стартер-генератором, выдающим еще 14 л.с. и 40 Нм. Тяговая батарея подзаряжается при помощи системы рекуперации кинетической энергии при торможении, а сам электрический агрегат вступает в действие в первые секунды после старта ради дополнительной тяги и топливной экономии. Впоследствии такую схему применят и в бензиновых модификациях.
Россию, впрочем, традиционно оставили без новых электрических технологий. Линейка двигателей обновленного XC90 та же, что и раньше: уже упомянутый 235-сильный дизель, два двухлитровых бензиновых агрегата мощностью 249 и 320 л.с., а также полноценный гибридный вариант, агрегаты которого в сумме выдают 407 лошадей.
«Мягкие гибриды» должны добраться до нас только вместе со следующим поколением флагманского кроссовера Volvo, в линейку двигателей которого войдут исключительно бензин-электрические или полностью электрические силовые установки. Дизельные моторы уйдут в небытие. Но вот «молоты Тора» в автомобилях Volvo, судя по всему, останутся еще надолго.
Volvo XC90 D5 | Volvo XC90 T5 | |
Тип | Кроссовер | Кроссовер |
Размеры (длина/ширина/высота), мм | 4950/2140/1776 | 4950/2140/1776 |
Колесная база, мм | 2984 | 2984 |
Снаряженная масса, кг | 1969 | 1966 |
Объем багажника, л | 721-1886 | 721-1886 |
Тип двигателя | Дизельный с турбонаддувом | Бензиновый с турбонаддувом |
Рабочий объем, куб. см | 1969 | 1969 |
Мощность, л. с. при об/мин | 235/4250 | 249/5500 |
Макс. крут. момент, Н·м при об/мин | 470 при 2000 | 350 при 4500 |
Трансмиссия, привод | АКП8, полный | АКП8, полный |
Макс. скорость, км/ч | 220 | 203 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 7,8 | 8,2 |
Расход топлива (смеш. цикл), л | 5,8 | 7,6 |
Цена от, руб. | 4 379 000 | 3 955 000 |