Статьи, 05 сен 2019, 17:11

100 км за пять минут. Все о безумном Porsche Taycan

Космический дизайн, невероятная динамика и очень много дисплеев. Рассказываем, почему новинка из Цуффенхаузена совершила маленькую революцию в мире электрокаров
Читать в полной версии
Фото: Porsche

О том, что Taycan особенно важный проект для Porsche, можно было догадаться по уровню секретности вокруг модели до ее премьеры. Впрочем, важен он не только для Porsche, но и для всей автомобильной индустрии в целом. Кажется, в бесконечных спорах о недостатках автомобилей на электрической тяге наконец-то поставлена точка.

Porsche Taycan дебютировал в двух версиях: Turbo и Turbo S. Можно по-разному относиться к такому названию для машины без привычного ДВС, но факт остается фактом: технические характеристики Taycan невероятно близки к аналогичным версиям Panamera и 911-го.

Два месяца в трубе

Работа над аэродинамикой Taycan началась еще на стадии компьютерного проектирования. При помощи специального ПО инженеры смогли смоделировать, как воздушные потоки распределяются по кузову виртуальной 3D-модели. Затем испытаниям подвергся макет реального автомобиля в масштабе 1:3. И только после этого прототип Taycan в натуральную величину отправили в аэродинамическую трубу, где он провел 1500 часов, то есть почти два месяца.

Особая форма кузовных панелей, низкая линия крыши, колесные диски оригинального дизайна — каждый элемент в экстерьере Taycan сконструирован с учетом особых требований по аэродинамике. Некоторые решения и вовсе заимствованы из автоспорта. Например, Taycan имеет полностью плоское днище, а отсутствие выхлопной системы позволило сделать невероятно широкий задний диффузор. Даже нижние рычаги задней подвески оснащены специальными аэродинамическими накладками. В итоге инженерам удалось добиться идеального баланса между низким коэффициентом лобового сопротивления (рекордные для всех серийных Porsche 0,22) и сравнительно высокой прижимной силой.

«Чтобы добиться еще более совершенной аэродинамики, мы интегрировали активные заслонки в передние воздухозаборники, — объяснил директор по аэродинамике проекта Taycan Ральф Хесслер. — В экономичном режиме езды они полностью закрыты для наименьшего сопротивления воздуха. Если водителю нужна максимальная производительность, заслонки открываются для эффективного охлаждения радиаторов и тормозной системы, а задний спойлер поднимается для обеспечения максимальной прижимной силы».

28 шурупов и стеклянная крыша

Силовая структура кузова на 40% состоит из стали холодной формовки. Стали горячей формовки используется меньше — 23%. Места соединения батареи с кузовом выполнены из экструдированного алюминиевого профиля, а пол изготовили из листовой стали. Сама батарея встроена в днище с помощью 28 шурупов. Такие меры необходимы для того, чтобы обеспечить сохранность батарейного блока при любом типе удара.

«Главной задачей было создать своеобразный кокон для аккумулятора. При аварии ничто не должно его повредить, — рассказал Лутц Трендер, отвечающий за разработку кузова. — Допуски по смещению составляют 0 мм».

Стойки лобового стекла выполнены из сверхпрочной стали, а крылья, двери и крышка багажника — алюминиевые. При этом жесткость кузова на кручение составляет феноменальные 42000 Нм/град. И это несмотря на стеклянную крышу без ребра жесткости между центральными стойками.

Кроме того, Taycan получился еще и очень безопасным. При фронтальном краш-тесте с деформируемым препятствием и площадью перекрытия 40% передняя стойка и дверь практически не меняют свою геометрию.

У Taycan поворачиваются задние колеса

Большинство элементов в конструкции шасси Taycan заимствовано у Panamera. Но если задняя подвеска переехала сюда почти без изменений, то переднюю пришлось адаптировать с учетом более низкой линии капота. Уже в базовой комплектации версии Turbo и Turbo S оснащаются трехкамерной пневмоподвеской. Клиренс электромобиля в стандартном положении — 130 мм. С ростом скорости машина опускается для наилучшей обтекаемости: после 90 км/ч дорожный просвет уменьшается на 10 мм, а при достижении 180 км/ч еще на 12 мм. При езде в сложных дорожных условиях водитель может, наоборот, приподнять машину на 20 мм.

Обе модификации Taycan по умолчанию оборудованы активными амортизаторами PASM, системой подавления кренов в поворотах PDCC и системой распределения крутящего момента PTV Plus. А вот задние подруливающие колеса входят в базовое оснащение только на старшей версии. Для Turbo полноуправляемое шасси предлагают за доплату.

Фирменная управляемость, присущая всем автомобилям Porsche, у Taycan на месте — в этом можно было убедиться уже после нескольких кругов по испытательному полигону. Электрический седан быстр не только на прямых, где тебя просто размазывает по креслу, но и в поворотах. В какой-то степени это заслуга интегрированной в днище батареи, благодаря которой центр тяжести у Taycan находится на 20 мм ниже, чем у купе 911.

Торможение в 90% случаев осуществляется за счет системы рекуперации. Импульсные инверторы способны отдавать до 265 кВт (у конкурентов максимум 100 кВт), отсюда и невероятно интенсивное замедление. Важно и то, что система начинает активно накапливать энергию только при нажатии на педаль тормоза. Создатели Taycan избавились от пресловутого one-pedal-driving, характерного для большинства электрокаров. А если эффективности системы рекуперации недостаточно, к процессу подключается могучая карбон-керамика.

2,8 с 0 до 100 км/ч

Taycan оснащен двумя синхронными электромоторами с постоянными магнитами, по одному на каждой оси. В Porsche используют особую технологию стержневой намотки катушек статоров, благодаря чему плотность заполнения последних медью достигает 70%. При сопоставимых размерах это обеспечивает более высокие показатели мощности и крутящего момента. Каждый электромотор объединен в компактный приводной модуль с импульсным инвертором, преобразующим постоянный ток батареи в переменный. Кроме того, эластичность электромоторов позволяет регулировать тягу между осями в пять раз быстрее, чем на обычном автомобиле, а также обеспечивает более гибкий контроль тяги.

Сами электромоторы на Turbo и Turbo S одинаковы. Разница в мощности достигается за счет настроек. В режиме Overboost и активированной функции старта с места Launch Control версия Turbo выдает на пике 680 л. с. и 850 Н·м, что обеспечивает ускорение 0–100 км/ч за 3,2 секунды. Версия Turbo S в аналогичном режиме развивает уже 761 л. с. и 1050 Н·м крутящего момента. Разгон 0–100 км/ч занимает 2,8 секунды. Это быстрее, чем Ferrari 488 GTB и Lamborghini Huracan Evo. Но тут стоит оговориться, что такой отдачи электрокар может достигать лишь в течение 2,5 секунды. В остальных случаях мощность обеих версий составляет 625 лошадиных сил.

В гражданских же режимах езды Taycan чаще всего остается переднеприводным. Для экономичной езды ему вполне хватает одного электромотора на 300 или 400 Н·м тяги в зависимости от версии. Второй двигатель подключается на скользком покрытии или в спортивных режимах. Но если на передней оси момент от двигателя передается на колеса напрямую через редуктор, то сзади электромотор сагрегатирован с двухступенчатой коробкой передач собственной разработки. Запас хода по циклу WLTP составляет 450 км для версии Turbo и 412 км – для Turbo S.

Электрокар ездит и заряжается в -40 градусов

Литий-ионная батарея на Taycan состоит из 33 модулей и 396 ячеек. Общая емкость составляет 93 кВт·ч, при этом батарея способна выдавать до 620 кВт мощности. Расчетный срок службы — 15 лет, 8 из которых покрываются гарантией. Кроме того, батарея обеспечивает возможность запуска и езды с пониженной мощностью при температурах до минус 40 градусов по Цельсию.

Porsche Taycan — первый серийный электрокар с напряжением тяговой электросети 800 В. Это позволяет заряжать батарею за очень короткое время. Например, для того чтобы электрокар смог преодолеть 100 км, достаточно подключиться к зарядной станции всего на пять минут. А расчетное время зарядки батареи с 5% до 80% составляет 22,5 минуты. Для сравнения: аналогичная зарядка при напряжении 400 В займет 45 минут, а при 240 В — не менее 6 часов.

Сегодня зарядные станции с напряжением 800 В встречаются крайне редко. В Европе представлена сеть быстрых зарядок Ionity, созданная совместными усилиями Volkswagen Group, Daimler, Fordи BMW Group. На сегодняшний момент используется лишь 125 станций. Еще 46 строятся, а всего к 2020 году планируется создать 400 точек быстрой зарядки.

Помимо этого, каждый покупатель Taycan получает специальную карточку с возможностью заряжаться более чем на 200 000 точках подзарядки по всему миру. В приложении на смартфоне можно создать личный кабинет и привязать банковскую карту, а штатная навигация рассчитает время прибытия в пункт назначения с учетом времени зарядки в пути.

Внутри очень много экранов

Самая высокая точка на передней панели — изогнутый дисплей виртуальной приборки диагональю 16,8 дюйма. Особое антибликовое покрытие позволило полностью отказаться от привычного козырька. Но, что еще важнее, приборную панель можно полностью сконфигурировать под себя и вывести на нее любую информацию, начиная от плей-листа и карт навигации, и заканчивая техническим состоянием электрокара. При этом дизайнеры сохранили архитектуру приборной панели. Здесь по-прежнему большой колодец по центру, но в случае с Taycan это не тахометр, а ваттметр.

Помимо виртуального дэшборда, на передней панели расположены еще три дисплея. Все они интегрированы в интерьер и воспринимаются как единое целое. Центральный дисплей имеет знакомый по другим моделям Porsche размер 10,9 дюйма, но все программное обеспечение и архитектура меню теперь другие. Опциональный дисплей для переднего пассажира имеет те же самые функции и разделы меню, кроме настроек автомобиля. А если на переднем сиденье никого нет, он просто не работает.

Еще один дисплей на 8,4 дюйма располагается чуть ниже, на парящей консоли, и отвечает за климат-контроль — и это чуть ли не самая интересная часть интерьера Taycan. В Porsche полностью переосмыслили подход к распределению воздушных потоков и к тому, как ими управлять. Вместо обычных внешних дефлекторов вентиляции, которые нужно поворачивать вручную, чтобы изменить направление обдува, для Taycan создали целую систему электронно-управляемых заслонок, расположенных внутри воздуховодов. Это не только сделало управление климатом более удобным, но и позволило заметно понизить уровень шума в салоне. С помощью тачскрина можно создать направленный или рассеянный воздушный поток либо сконфигурировать его под себя.

«Как и на новом 911-м, при проектировании интерьера Taycan мы вдохновлялись оригинальным купе 1963 года выпуска. Его формы очень четко говорят о характере автомобиля и его назначении, — объяснил Тони Вайсс, отвечающий за концепцию интерьера Taycan. — Вместе с тем интерьер серийной машины не так и далек от концепта Mission E».

Помимо кожи, покупатель может выбрать один из нескольких вариантов отделки дефлекторов вентиляции, декоративных накладок на картах дверей, подстаканниках и руле. А еще Porsche впервые предлагает отделку салона из инновационного материала вторичной переработки — это подчеркивает рациональную концепцию Taycan.