Не стало Фердинанда Пиеха. Когда-то он спас Volkswagen от банкротства
В Германии на 83-м году жизни скончался Фердинанд Пиех — одна из самых известных фигур мирового автопрома и человек, поставивший концерн Volkswagen на первое место в мире. В его портфолио — десятки судьбоносных решений, которые помогли не только вывести концерн на лидирующие позиции, но и создать ряд настоящих автомобильных шедевров. Пиех не был мягким руководителем, всегда принимал очень продуманные решения, за что в 1999 г. был в США признан лучшим управленцем автопрома XX века.
Семья Пиех тесно связана с семьей Порше семейными узами. Фердинанд Пиех — сын Луизы Порше и внук Фердинанда Порше, создателя Volkswagen Beetle и основателя компании Porsche. Фамилия Пиех досталась ему от отца Антона Пиеха, который в 1940-х был управляющим заводов Volkswagen в Вольфсбурге. После смерти Фердинанда Порше Пиеха воспитывал сын основателя династии Ферри Порше, который впоследствии ввел его в правление компании. Уже в зрелом возрасте Фердинанд Пиех разругался с родней и вышел из состава правления, сохранив при этом значительный пакет акций.
По образованию Пиех автомобильный инженер. В 1962 году он окончил Высшую техническую школу в Цюрихе, выполнив дипломную работу на тему конструкции двигателя автомобиля Формулы-1. Первым большим успехом инженера стал прототип для гонок Ле-Мана Porsche 917, в одни ворота выигравший сезон 1970 года. К тому моменту Пиех основал собственную инжиниринговую фирму, которая брала заказы на стороне. По заказу Daimler она изготовила пятицилиндровый дизельный мотор Mercedes-Benz OM617 для флагманской модели S-Сlass (W116) — первого в истории дизельного седана представительского класса.
C 1972 г. Фердинанд Пиех работал в Audi, где за 20 лет прошел путь от простого инженера до главы марки. На позиции ведущего инженера моделей Audi 80 и 100 он придумал и воплотил в жизнь пятицилиндровые бензиновые двигатели, оцинкованные и алюминиевые кузова, а также полноприводную трансмиссию quattro. Наконец, именно Пиех впервые поставил ряд моделей Audi 80, 90, 100 и 200 на единую платформу, которая впоследствии также легла в основу VW Passat. Это позволило заметно снизить издержки и заложило фундамент работы всех мультибрендовых компаний.
Председателем правления Volkswagen Фердинанд Пиех был назначен в 1993 г., когда концерн испытывал значительные финансовые трудности. Пиех перевел заводы на четырехдневную рабочую неделю и провел жесткую политику сокращения издержек. Это помогло быстро выйти из кризиса — объем продаж концерна превысил 10 млн машин в год, Volkswagen стал выпускать унифицированную продукцию и поглощать другие марки. К 2000 г. обороты Volkswagen выросли более чем вдвое, линейка моделей увеличилась с 28 до 65 машин, а компания стала приносить прибыль. В концерн вошли Lamborghini, Bentley и Bugatti, грузовые Scania и MAN, мотопроизводитель Ducati, а также кузовное ателье ItalDesign.
Реализацию стратегии жесткой экономии Пиех поручил руководителю производства концерна испанцу Хосе Игнасио Лопезу де Арриортуа, которого незадолго до этого переманил из General Motors вместе с семью другими высокопоставленными сотрудниками. Испанец с коллегами привез из США документацию на новейший Opel Corsa B и ряд других моделей GM, данные о строительстве завода и структуре закупок комплектующих. В 1996 г. разразился грандиозный скандал, в результате которого Лопез уволился, а Фердинанд Пиех понес некоторые репутационные потери. Кроме того, Volkswagen заплатил 100 млн долларов штрафа.
В 2005 г. Porsche начала скупать акции Volkswagen, намереваясь выкупить концерн. В момент кризиса 2008 г. акции Volkswagen резко упали, и Porsche вроде бы довела свою долю до 74%, но в итоге сама осталась без денег: банки посчитали схему непрозрачной и перестали выдавать кредиты. В 2009 г. компании поменялись местами — терпящую финансовое бедствие Porsche в течение трех лет выкупил Volkswagen, а Фердинанд Пиех и семья Порше стали контролировать большую часть акций и четверть совета директоров. Участники рынка считают всю сделку спекулятивной аферой, и с июня 2015 г. это дело разбирается в суде по иску Норвежского пенсионного фонда, владеющего 1,2% акций Volkswagen.
Одной из редких ошибок Пиеха принято считать запуск коммерчески провального седана представительского класса Volkswagen Phaeton, хотя сам он придерживался противоположного мнения. В период с 2002 по 2016 г. было изготовлено 83 тыс. машин вместо запланированных 20 тыс. в год, но стоит иметь в виду, что Phaeton достался концерну почти бесплатно. В основе машины лежала платформа Audi A8, а выпускалась она на том же заводе в Дрездене, где делали успешные купе Bentley Continental и седаны Continental Flying Spur.
Самыми амбициозными проектами Пиеха стали гиперкар Bugatti Veyron и сверхэкономичный автомобиль Volkswagen XL1. Гиперкар Veyron выпускался с 2005 по 2015 г., оснащался 1001-сильным мотором и продавался за 1 млн евро. Veyron стал хорошим имиджевым и технологическим проектом, но принес концерну почти €2 млрд убытков. XL1 с расходом топлива не более 1 л на 100 км тоже позиционировался как исследовательский проект, но часть изготовленных машин пустили в свободную продажу по цене 111 тыс. евро.
Официально должность главы Volkswagen Пиех покинул в 2002 г., но по-прежнему имел большое влияние в качестве главы наблюдательного совета концерна. Весной 2015 г. Пиех без видимых причин потребовал увольнения с поста исполнительного директора группы своего же ставленника Мартина Винтеркорна. Требование не нашло понимания ни у членов правления, ни у сотрудников — и Пиех в итоге вынужден был сам оставить все занимаемые должности в концерне Volkswagen. Мартин Винтеркорн покинул компанию пять месяцев спустя в результате «дизельгейта».